Пояснительная записка. Самостоятельная работа студентов является составной частью образовательного процесса

Самостоятельная работа студентов является составной частью образовательного процесса. Самостоятельная работа представляет собой планируемую учебную, учебно-исследовательскую, научно-исследовательскую работу обучающихся, выполняемую по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия в специально отведенное для этого аудиторное или внеаудиторное время.

Самостоятельной работе в вузе присущи следующие задачи: организация систематического изучения учебной дисциплины; закрепление и углубление полученных знаний и практических навыков; подготовка к аудиторным занятиям; восполнение пропущенного материала.

Самостоятельная работа может осуществляться как аудиторно, так и внеаудиторно. Аудиторная самостоятельная работа выполняется студентами во время семинаров, практических и иных видов занятий. Внеаудиторная самостоятельная работа может осуществляться посредством выполнения домашних заданий студентом под контролем преподавателя, научно-исследовательской работы, текущих консультаций и т.п.

Объем самостоятельной работ студентов отражается в рабочей программе дисциплины, а её организация закрепляется настоящими методическими рекомендациями. Самостоятельная работа может быть организована в следующих формах: подготовка к семинарским занятиям и выполнение соответствующих заданий; подготовка к практическим занятиям и выполнение заданий, предусмотренных планами практических занятий; выполнение письменных рефератов, докладов и сообщений; подготовка ко всем видам контрольных испытаний; работа в научных кружках, семинарах и т.п.

В ходе самостоятельной работы студента должны быть решены следующие основные задачи освоения учебной дисциплины:

получено представление о науке «Истории политических и правовых», ее предмете и методологии, структуре курса;

уяснение основных этапов истории политических и правовых учений и содержания политико-правовых доктрин с древнейших времен и до настоящего времени;

понимание роли политико-правовых теорий и доктрин в процессе формирования и развития государственно-правовых институтов России и зарубежных стран;

получение необходимых навыков для анализа источников по истории политических и правовых учений, правильное их оценивание с учетом конкретной исторической ситуации.

умение сопоставлять и самостоятельно оценивать политико-правовые доктрины прошлого и современности.

Для более глубоко изучения основного материала курса к семинарским и практическим занятиям предлагается подготовить реферат. Он представляет собой доклад на определенную тему, включающий обзор соответствующих литературных и других источников или изложение сути книги, статьи, исследования. Подготовка реферата преследует в цели приобретения обучающимся необходимых навыков самостоятельного научного поиска: изучения литературы по выбранной теме, анализа различных источников и точек зрения, обобщения материала, выделения главного, формулирования выводов и т.п.

Процесс подготовки реферата включает в себя: выбор темы; подбор литературы и иных источников, их изучение; составление плана; написание текста работы и ее оформление; устное изложение реферата.

В процессе изучения литературы рекомендуется делать выписки, постепенно группируя и накапливая теоретический и практический материал. План реферата должен быть составлен таким образом, чтобы он раскрывал название работы. Реферат, как правило, состоит из введения, в котором кратко обосновывается актуальность, научная и практическая значимость избранной темы, основного материала, содержащего суть проблемы и пути ее решения, и заключения, где формируются выводы, оценки, предложения.

Объем реферата составляет 10-12 листов формата А 4. На титульном листе студент указывает название вуза, кафедры, полное наименование темы реферата, свою фамилию и инициалы, а также ученую степень, звание, фамилию и инициалы научного руководителя, дату написания работы. Образец титульного листа реферата в конце настоящих рекомендаций (Приложение).

Особое внимание следует уделить оформлению подстрочных сносок и библиографического списка, который оформляется в соответствии с требованиями ГОСТ.

Содержание реферата студент докладывает на семинаре, кружке, научной конференции. Предварительно подготовив тезисы доклада, студент в течение 7–10 минут должен кратко изложить основные положения своей работы. Свободное изложение значительно улучшает восприятие материала слушателями. После доклада автор отвечает на вопросы, затем выступают оппоненты, которые заранее ознакомились с текстом реферата и отмечают его сильные и слабые стороны. На основе обсуждения написанного и доложенного реферата обучающемуся выставляется соответствующая оценка.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен:

Знать: системную периодизацию истории политических и правовых учений и основные направления развития политико-правовой теории в России и за рубежом; основные положения фундаментальных политико-правовых теорий, а также содержание работ крупнейших представителей политической и правовой мысли, основные закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права, исторические типы и формы государства и права, их сущность и функции; роль государства и права в политической системе общества, в общественной жизни.

Уметь: оперировать юридическими понятиями и категориями; аналитически представить содержание важнейших политико-правовых концепций, оценить их роль и значение в развитии методологических подходов к формированию теоретической модели познания правовых явлений; проследить истоки возникновения и развития политико-правовой теории в ее взаимодействии с другими научными школами и направлениями; анализировать политико-правовые доктрины с учетом определенной эпохи и исторической ситуации; владеть понятийным аппаратом истории политических и правовых учений; применять полученные знания для оценки явлений современной политической и правовой мысли.

Владеть: юридической терминологией; навыками работы с законодательными и другими нормативными правовыми актами; навыками разрешения правовых проблем и коллизий; навыками комплексного подхода к оценке истории развития политико-правовых школ, научных направлений, отдельных теорий; навыками самостоятельной постановки локальной исследовательской политико-правовой проблемы и работы с основными видами источников по истории политических и правовых учений для оценки состояния и прогноза развития общественных явлений и процессов (в части компетенций, соответствующих методам историко-правового анализа).

В качестве формы контроля по итогам обучения для очной формы предусмотрена сдача зачета, для заочной формы обучения – контрольная работа, зачет.


Учебно-тематический план

очная форма обучения

№ п/п   Наименование разделов и тем Общее кол-во часов Количество аудиторных часов по видам занятий самостоят. работа
Всего часов лекции семинар. занятия практ. занятия коллок- виум
3 семестр
1. Предмет и метод истории политических и правовых учений. История политической и правовой мысли в странах Древнего Востока, Древней Греции и Рима              
2. Развитие представлений о государстве и праве в странах Западной Европы и Арабского Востока в период средних веков              
3. Русская политико-правовая идеология периода возникновения и развития феодализма и образования централизованного государства              
4. Учение о государстве и праве эпохи Возрождения и Реформации              
5. Политические и правовые учения в Голландии и Англии в период ранних буржуазных революций XVII века              
6. Политико-правовые взгляды идеологов европейского Просвещения              
7. Политические и правовые учения Западной Европы в конце XVIII – первой половине XIX века. Становление американской политико-правовой мысли XVII – XVIII вв.              
8. Государственно-правовые идеи классиков немецкой философии конца XVIII – начала XIX в.              
9. Основные направления западноевропейской политико-правовой мысли во второй половине XIX в. Возникновение и развитие марксистского учения о государстве и праве              
10. Политико-правовые взгляды в России в период укрепления самодержавия и крепостничества во второй половине XVII – XVIII вв.              
11. Политико-правовые учения в России в первой половине XIX – начале XX в. Идеология большевизма и развитие взглядов о государстве и праве в советский период              
12. Государственно-правовые теории XX века              
Всего по курсу              
                     

Учебно-тематический план

заочная форма обучения

№ п/п   Наименование разделов и тем Общее кол-во часов Количество аудиторных часов по видам занятий самостоят. работа
Всего часов лекции семинар. занятия практ. занятия коллок- виум
Установочная сессия
1. Предмет и метод истории политических и правовых учений. История политической и правовой мысли в странах Древнего Востока, Древней Греции и Рима              
2. Развитие представлений о государстве и праве в странах Западной Европы и Арабского Востока в период средних веков              
3. Русская политико-правовая идеология периода возникновения и развития феодализма и образования централизованного государства              
4. Учение о государстве и праве эпохи Возрождения и Реформации              
5. Политические и правовые учения в Голландии и Англии в период ранних буржуазных революций XVII века              
6. Политико-правовые взгляды идеологов европейского Просвещения              
7. Политические и правовые учения Западной Европы в конце XVIII – первой половине XIX века. Становление американской политико-правовой мысли XVII – XVIII вв.              
Лабораторно-экзаменационная сессия
8. Государственно-правовые идеи классиков немецкой философии конца XVIII – начала XIX в.              
9. Основные направления западноевропейской политико-правовой мысли во второй половине XIX в. Возникновение и развитие марксистского учения о государстве и праве              
10. Политико-правовые взгляды в России в период укрепления самодержавия и крепостничества во второй половине XVII – XVIII вв.              
11. Политико-правовые учения в России в первой половине XIX – начале XX в. Идеология большевизма и развитие взглядов о государстве и праве в советский период              
12. Государственно-правовые теории XX века              
Всего по курсу              
                     

Тема 1. Предмет и метод истории политических и правовых учений. История политической и правовой мысли в странах Древнего Востока, Древней Греции и Рима.

Самостоятельная работа – 5 часов (очная форма обучения);

8 часов (заочная форма обучения)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: