Стадия трансформации Советов в органы государственной власти (с 4 июня 1917 г. по 1937 год)

Советы формировались как альтернатива существовавших в то время государственных органов власти. Причем первоначально перед Советами реализация государственно-властной функции не ставилась в качестве основной задачи деятельности. Таким образом, последующее переложение данной функции на орган, предназначение которого заключалось, во-первых, в узурпации существующей государственной власти, а во-вторых, в легализации допуска к государственной власти социальных слоев, которые ранее были лишены этого, стало одной из причин последующей трансформации Советов в парламентскую систему. Представляется, что еще одна причина такой трансформации была заложена в природе Советов народных депутатов как специфических органов власти, в структуре системы Советов народных депутатов, в правилах функционирования данных органов и специфике правового статуса народного депутата.

Концепция Советов как способа организации государственной власти в стране была сформулирована В.И. Лениным. Согласно ленинской теории, Советы имели признаки политико-правовой природы. Они квалифицировались как средство и форма политического объединения народа в социалистическом государстве. По этому поводу В.И. Ленин говорил: «... народ, объединенный Советами, – вот кто должен управлять государством»[35]. Таким образом, представляется, что именно осуществление Советами функции объединения трудящихся в государство В.И. Ленин имел в виду, когда, разрабатывая в 1919 г. Программу РКП (б), писал, что «создание и развитие всесторонней и массовой организованности трудящихся есть первая историческая задача, которая ложится на Советскую Республику в области политической»[36].

Здесь важно отметить, что Советы позиционировались (в противовес парламентским органам) не столько как представительные учреждения, а, в большей мере, как форма политического объединения народа. Иными словами, по мнению доктора юридических наук Ж.И. Овсепян (и с этим мнением трудно не согласиться), данным учреждениям придавалось качество партии, имеющей наиболее широкую социальную основу[37]. Хотя официально они, конечно, партией не назывались и фактически таковыми не являлись.

В качестве еще одного достоинства Советов В.И. Ленин отмечал и то, что они соединяют «в лице выборных представителей народа и законодательную функцию, и исполнения закона...»[38].

О первой советской Конституции 1918 г.[39], отразившей эти особенности, В.И. Ленин писал, что она «уничтожает выясненные уже со времен Парижской Коммуны отрицательные стороны парламентаризма, особенно отделение законодательной и исполнительной властей, оторванность парламента от масс и пр.»[40].

По замыслу В.И. Ленина «Советы сосредоточивают в своих руках не только законодательную власть и контроль за исполнением законов, но и непосредственное осуществление законов через всех членов Советов, в целях постепенного перехода к выполнению функций законодательства и управления государством поголовно всем трудящимся населением»[41].

Таким образом, Советы несли в себе отрицание прогрессивного принципа «разделения властей». Они были основаны на противоположном принципе – единства, монизма власти, ее монополизации в одном учреждении.

По Конституции РСФСР 1918 г. Всероссийский съезд Советов являлся высшей властью Российской Социалистической Федеративной Советской Республики. Данный орган формировался из представителей городских Советов по расчету 1 депутат на 25000 избирателей и представителей губернских съездов Советов по расчету 1 депутат на 125000 жителей и созывался Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом Советов не реже двух раз в год. В период между съездами высшей властью Республики являлся Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Советов[42].

Формализованные в Конституции РСФСР 1918 г. положения о правовом статусе Всероссийского съезда Советов без каких-либо изменений вошли в текст Конституции РСФСР 1925 г.[43] Тем самым российский законодатель еще раз подтвердил неизменность положений выработанной ранее системы Советов, прошедшей в 1918 г. формализацию в Основном Законе государства.

Объявленное еще в ходе революционных событий 1905 – 1907 гг. верховенство и полновластие Советов фактически все десятилетия существования СССР и РСФСР не осуществлялось. Как считает доктор юридических наук Ж.И. Овсепян, хотя Советы дали название государству – Советское государство, и власти – Советская власть, но реально они были отстранены от власти. Во-первых, они находились под административной опекой и диктатом собственного исполнительно-распорядительного аппарата; во-вторых, все государственные и общественные структуры подчинялись приказам КПСС, которая, издавая директивы об основных направлениях внутренней и внешней политики и подбирая и расстанавливая кадры, осуществляла верховное руководство государством и обществом[44].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: