Стадия деятельности четвертой Государственной Думы (с 1912 г. по 1917 год)

Выборы IV Государственной думы проходили на основе все того же избирательного закона от 3 июня 1907 г., поэтому социальный состав ее депутатов мало отличался от предшествующего. По оценке Ф.И. Калинычева, «законодательная деятельность Думы была, прежде всего, направлена на укрепление основ самодержавия – полиции, духовенства, тюрем»[25]. Дума полностью поддерживала самодержавие во время первой мировой войны.

Конец деятельности IV Государственной думы был бесславным. 26 февраля 1917 г. император издал Указ о перерыве в занятиях Государственной думы и назначении «срока их возобновления не позднее апреля 1917 г., в зависимости от чрезвычайных обстоятельств»[26]. После этого Дума в полном составе больше не собиралась. 27 февраля 1917 г. состоялось заседание Временного комитета Государственной думы, который «нашел... вынужденным взять в свои руки восстановление государственности и общественного порядка»[27]. Однако уже 2 марта 1917 г. Временный комитет объявил о создании нового правительства и его составе[28] и фактически прекратил свое существование. Юридически IV Государственная дума была распущена постановлением Временного правительства от 6 октября 1917 г. в связи с началом выборов в состав Учредительного собрания[29].

Анализируя итоги работы I, II, III, IV Государственных дум в Российской империи, отметим, что история создания и деятельности Государственной думы в России показала бесполезность попыток конституционного ограничения российского самодержавия. Очевидно, что создание конституционной монархии есть факт реализации воли двух соперничающих сил: монархии и народа в лице самых политически активных его сил. В России же социально-политическая ситуация сложилась таким образом, что, с одной стороны, не было той силы, которая могла бы заставить царизм идти на конституционный компромисс, с другой стороны, царизм не стремился к поискам такого компромисса, чем обрек себя на гибель.

Как показывает опыт развитых стран, нормальный законодательный процесс в условиях монархии возможен только при наличии реального конституционного ее ограничения. Без этого всякий законодательный процесс ущербен и не соответствует своему истинному предназначению. Государственная дума в России была номинальным законодательным органом. Реально законодательный процесс оставался прерогативой императора.

Проецируя опыт создания и функционирования четырех Государственных Дум начала ХХ в. на современную парламентскую систему России, отметим, что в настоящее время законодатель, так же как и в начале ХХ в., предусмотрел в российском законодательстве механизмы, с помощью которых глава государства (ранее это был император, а сейчас – Президент) может влиять на деятельность российского парламента[30]. В случае возникновения конфликта между законодательной властью и главой государства по воле последнего парламент может быть распущен, и так до тех пор, пока парламент не примет сторону главы государства. Так было в начале ХХ в., и современный законодатель, к сожалению, проигнорировал этот опыт[31].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: