Развитие международного разделения труда закладывает основы формирования и последующего динамичного развития мирового рынка. Современный мировой рынок сформировался в ходе длительного исторического процесса на основе внутренних рынков отдельных, прежде всего ведущих государств, взаимосвязи которых постепенно выходили за национально-государственные рамки и развивались уже в системе международных экономических отношений.
В теории и на практике используются различные понятия, связанные с рынком: внутренний, национальный, международный и мировой рынки.
Внутренний рынок сфера экономического общения (обмена), в рамках которой все произведенное и предназначенное для продажи реализуется внутри данной страны (иными словами, отечественные продукты реализуются внутри страны).
Национальный рынок это весь рынок данной страны, часть которого связана с международным обменом (экспортом и импортом товаров и услуг).
Международный рынок часть национальных рынков, которая непосредственно связана с зарубежными рынками и ориентирована на иностранных покупателей и продавцов.
|
|
Мировой рынок понятие синтетическое, объединяющее рынки всех стран мира в единое целое.
Переход от внутреннего рынка к рынку мировому отражает историческую эволюцию в развитии рынка от его первичных, относительно простых форм, связанных исключительно с внутренним рынком, к сложным комплексным взаимодействиям современного мирового рынка, на котором реализуются нередко рыночные стратегии действительно глобального масштаба.
Рассмотрим основные черты мирового рынка:
1) в его основе лежит развитие рыночного хозяйства, выходящего в поисках сфер и объектов сбыта, эффективного международного взаимодействия в целом за национальные рамки;
2) мировой рынок находит свое проявление в межгосударственном перемещении товаров, услуг и основных факторов производства (рабочей силы, капитала) под воздействием не только внутренних, но и внешних факторов спроса и предложения;
3) мировой рынок (в большей степени, чем внутренний) оптимизирует использование факторов производства, направляя их движение в наиболее эффективные сферы и отрасли рынка;
4) мировой рынок выступает в качестве своеобразного фильтра, выбраковывающего из международного обмена те или иные товары, не соответствующие международным стандартам качества и не выдерживающие жестких требований международной конкуренции. В связи с этим в международной торговле различают понятия так называемых торгуемых товаров, которые реализуются
на зарубежных рынках, и неторгуемых товаров, которые реализуются в той же стране, где они произведены.
|
|
Вместе с тем деление товаров на торгуемые и неторгуемые весьма условно, что хорошо видно даже при анализе принятой ООН Стандартизированной промышленной классификации, признаваемой в большинстве стран мира. В ней из 9 групп товаров торгуемые составляют 3 группы, а неторгуемые 6 групп.
Торгуемые товары:
1) продукция сельского хозяйства, охоты, лесного хозяйства и
рыболовства;
2) продукция добывающей промышленности;
3) продукция обрабатывающей промышленности.
Неторгуемые товары:
1) коммунальные услуги и строительство;
2) оптовая и розничная торговля, рестораны и гостиницы;
3) транспортировка, хранение, связь, финансовое посредничество;
4) оборона и обязательные социальные услуги;
5) образование, здравоохранение и общественные работы;
6) прочие коммунальные, социальные и личные услуги. Помимо того, что указанные формулировки не вполне удачны с точки зрения стилистики русского языка (неторгуемым товаром, например, является оптовая и розничная торговля), в современных условиях достаточно ясно, что в данной классификации есть вполне определенные исключения. Так, в частности, все более реализуемыми в международной торговле (торгуемыми) становятся образовательные услуги, строительные работы (строительство объектов за рубежом) и др.
В целом же то, в какой мере та или иная страна располагает (или не располагает) торгуемыми товарами, имеет для нее существенное значение. Если страна располагает торгуемыми товарами, то в этом случае у нее есть возможности для маневра в сфере торговли на мировом и внутреннем рынках, например, если на,торгуемые товары падает спрос на внутреннем рынке, то можно соответствующим образом увеличить их экспорт (и наоборот).