Современный мировой рынок

Развитие международного разделения труда закладывает осно­вы формирования и последующего динамичного развития мирового рынка. Современный мировой рынок сформировался в ходе длительного исторического процесса на основе внутренних рын­ков отдельных, прежде всего ведущих государств, взаимосвязи ко­торых постепенно выходили за национально-государственные рам­ки и развивались уже в системе международных экономических отношений.

В теории и на практике используются различные понятия, свя­занные с рынком: внутренний, национальный, международный и мировой рынки.

Внутренний рынок сфера экономического общения (обме­на), в рамках которой все произведенное и предназначенное для продажи реализуется внутри данной страны (иными словами, оте­чественные продукты реализуются внутри страны).

Национальный рынок это весь рынок данной страны, часть которого связана с международным обменом (экспортом и им­портом товаров и услуг).

Международный рынок часть национальных рынков, кото­рая непосредственно связана с зарубежными рынками и ориен­тирована на иностранных покупателей и продавцов.

Мировой рынок понятие синтетическое, объединяющее рын­ки всех стран мира в единое целое.

Переход от внутреннего рынка к рынку мировому отражает историческую эволюцию в развитии рынка от его первичных, относительно простых форм, связанных исключительно с внут­ренним рынком, к сложным комплексным взаимодействиям со­временного мирового рынка, на котором реализуются нередко рыночные стратегии действительно глобального масштаба.

Рассмотрим основные черты мирового рынка:

1) в его основе лежит развитие рыночного хозяйства, выходя­щего в поисках сфер и объектов сбыта, эффективного международного взаимодействия в целом за национальные рамки;

2) мировой рынок находит свое проявление в межгосударствен­ном перемещении товаров, услуг и основных факторов производ­ства (рабочей силы, капитала) под воздействием не только внут­ренних, но и внешних факторов спроса и предложения;

3) мировой рынок (в большей степени, чем внутренний) оп­тимизирует использование факторов производства, направляя их движение в наиболее эффективные сферы и отрасли рынка;

4) мировой рынок выступает в качестве своеобразного фильт­ра, выбраковывающего из международного обмена те или иные товары, не соответствующие международным стандартам качества и не выдерживающие жестких требований международной конку­ренции. В связи с этим в международной торговле различают по­нятия так называемых торгуемых товаров, которые реализуются
на зарубежных рынках, и неторгуемых товаров, которые реализуются в той же стране, где они произведены.

Вместе с тем деление товаров на торгуемые и неторгуемые весь­ма условно, что хорошо видно даже при анализе принятой ООН Стандартизированной промышленной классификации, признавае­мой в большинстве стран мира. В ней из 9 групп товаров торгуе­мые составляют 3 группы, а неторгуемые 6 групп.

Торгуемые товары:

1) продукция сельского хозяйства, охоты, лесного хозяйства и
рыболовства;

2) продукция добывающей промышленности;

3) продукция обрабатывающей промышленности.

Неторгуемые товары:

1) коммунальные услуги и строительство;

2) оптовая и розничная торговля, рестораны и гостиницы;

3) транспортировка, хранение, связь, финансовое посредничество;

4) оборона и обязательные социальные услуги;

5) образование, здравоохранение и общественные работы;

6) прочие коммунальные, социальные и личные услуги. Помимо того, что указанные формулировки не вполне удачны с точки зрения стилистики русского языка (неторгуемым товаром, например, является оптовая и розничная торговля), в современ­ных условиях достаточно ясно, что в данной классификации есть вполне определенные исключения. Так, в частности, все более ре­ализуемыми в международной торговле (торгуемыми) становятся образовательные услуги, строительные работы (строительство объек­тов за рубежом) и др.

В целом же то, в какой мере та или иная страна располагает (или не располагает) торгуемыми товарами, имеет для нее су­щественное значение. Если страна располагает торгуемыми това­рами, то в этом случае у нее есть возможности для маневра в сфере торговли на мировом и внутреннем рынках, например, если на,торгуемые товары падает спрос на внутреннем рынке, то можно соответствующим образом увеличить их экспорт (и наоборот).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: