double arrow

Конъюнктура мирового рынка

Одной из основных характеристик мирового рынка является конъюнктура. В широком смысле под конъюнктурой понимается конкретное состояние (ситуация) на данном рынке в определен­ных временных, географических и иных рамках, складывающееся под воздействием совокупности целого ряда факторов (конъюнк-турообразующих факторов).

Важной проблемой экономической теории и практики являет­ся всестороннее исследование конъюнктуры рынка, в процессе которого на разных уровнях различают:

• общеэкономическую конъюнктуру (положение в мировом хо­зяйстве, регионе (группе стран), экономике стран);

• конъюнктуру отдельных сегментов мирового рынка и отраслевую конъюнктуру;

• конъюнктуру рынков отдельных товаров.

На практике эти уровни между собой взаимосвязаны, что дол­жно учитываться при исследовании (для того, чтобы исследовать конъюнктуру отдельного товара, нужно иметь информацию об от­раслевой конъюнктуре, а для исследования отраслевой конъюнк­туры нужно знать общеэкономическую конъюнктуру и т.д.).

С точки зрения временных критериев выделяют:

• текущую конъюнктуру;

• кратко- и среднесрочную конъюнктуру;

• долгосрочную конъюнктуру.

Исследования текущей, кратко-, средне- и долгосрочной конъюнктуры мирового рынка взаимосвязаны между собой (на­пример, в оценке долгосрочной конъюнктуры постоянно вносят­ся коррективы с учетом изменений в текущей, кратко- и средне­срочной конъюнктуре).

Конъюнктура мирового рынка постоянно изменяется под воз­действием совокупности так называемых конъюнктурообразующих факторов (экономических, научно-технических, политичес­ких, социальных и др.).

Эти факторы подразделяются:

• на постоянные и переменные;

• циклические и нециклические;

• стимулирующие развитие рынка и сдерживающие его;

• по срокам действия краткосрочные, среднесрочные и дол­госрочные факторы.

При разработке прогнозов конъюнктуры мирового рынка обыч­но выделяются и анализируются прежде всего те факторы, от дей­ствия которых в максимальной степени зависит будущее развитие конъюнктуры «конъюнктурообразующие симптомы».

В основе конъюнктурных колебаний в значительной степени лежит циклический характер развития экономики. При этом дей­ствуют как длинные циклы («волны») конъюнктуры1, основу ко­торых составляют крупные научно-технические открытия, связан­ные с появлением принципиально новых продуктов (товаров), порождающих на весьма длительный период (2530 лет) «вол­ны» конъюнктуры, пока не будут исчерпаны основные новые на­учно-технические преимущества данного продукта.

Цикличность хорошо видна на примере конъюнктуры мирово­го рынка машин и оборудования. В мировой промышленности постоянно действуют циклы, связанные с обновлением оборудова­ния.

Существуют также и циклы обновления потребительских това­ров длительного пользования (автомобили, холодильники и т. д.). При этом проявляются основные закономерности так называемо­го цикла жизни продукта.

Реальная же практика изменения конъюнктуры более динамич­на, чем цикличность экономического развития. Помимо цикличе­ских факторов действуют постоянные и переменные нециклические факторы.

К постоянно действующим нециклическим факторамможно от­нести:

• регулирование конъюнктуры крупнейшими монополистиче­скими объединениями, транснациональными корпорациями;

• государственное регулирование экономики (хотя степень воз­
действия государства на экономическое развитие в различных странах неодинакова);

• симбиоз первых двух факторов государственно-монополи­стическое регулирование (когда регулирующее воздействие является результатом объединения мощи монополий с возможностя­ми государственных институтов);

• политические факторы, которые могут оказывать как пози­тивное, так и негативное воздействие на конъюнктуру рынка.

Однако в ряде случаев можно говорить о том, что есть постоян­но действующие факторы, которые традиционно определяют как нециклические, но по существу они имеют свою собственную цик­личность. Так, например, на многие аспекты изменения конъюнк­туры промышленной продукции оказывает воздействие развитие военно-промышленного комплекса (ВПК) отдельных стран (это влияет прежде всего на конъюнктуру рынков вооружений). Но и у столь специфической продукции есть своя собственная цикличность, здесь также идут процессы «смены поколений», обновления воору­жений и т.д., существует своего рода собственный «цикл жизни продукта».

Наряду с этим постоянно действующим нециклическим факто­ром находится научно-технический прогресс. Однако на практике в появлении крупных научно-технических достижений и в их воз­действии на жизнь общества в целом есть свои логика и циклич­ность, когда накопление научных знаний приводит на определен­ном этапе к качественному сдвигу, скачку в той или иной области научно-технического развития. Это неизбежно порождает соответ­ствующую «большую волну» в развитии производства и, естествен­но, оказывает значительное воздействие на конъюнктуру рынка.

По существу циклическим фактором является и имеющая мес­то в ряде отраслей сезонность производства и потребления (сель­ское хозяйство, сезонность в одежде, обуви и т.д.).

В целом количество и сила действия тех или иных конъюнктурообразующих факторов постоянно меняются (нередко значитель­но) в зависимости от конкретных особенностей того или иного рынка. Кроме того, часто один и тот же фактор может по-разному влиять на различные сектора рынка (например, инфляция оказы­вает разное воздействие на экспортные и импортные отрасли на­циональной экономики).

В некоторых случаях на конкретных рынках может возникать ситуация (следуя терминологии макроэкономической теории) ги­стерезиса, когда текущие и, казалось бы, временные, преходя­щие колебания конъюнктуры приводят к долгосрочным негатив­ным изменениям на данном рынке.

Учитывая все отмеченные обстоятельства, конъюнктура миро­вого рынка должна исследоваться непрерывно, сочетая исследо­вания текущей, кратко-, средне- и долгосрочной конъюнктуры с прогнозированием.

При этом по характеру используемой информации, способам ее получения, технике проведения исследований конъюнктуры рын­ков методы таких исследований могут быть различными (с учетом специфики конкретных видов товаров и их рынков): «кабинетные исследования» (проводимые аналитиками на основе изучения со­ответствующих источников информации); изучение рынка «на ме­сте». Несмотря на то, что эти методы относительно дорогостоящи, они позволяют более эффективно и всесторонне изучить конкрет­ный рынок в его реальном состоянии (максимально учитывая, на­пример, специфику интересов потребителей конкретных стран). Ис­пользование подобных методов нередко дает возможность устанав­ливать и личные контакты с представителями фирм-контрагентов (покупателей). Зачастую используются и методы пробных продаж (они эффективны в тех случаях, когда отсутствуют необходимые сведения о рынке и у фирм-продавцов нет достаточно времени для его полного и всестороннего изучения, а также в ситуации реали­зации новых для данного рынка товаров).

Существенное значение при этом приобретают методы прогно­зирования конъюнктуры мирового рынка:

1) экстраполяция, в основе которой лежит предположение,
что динамика основных условий, тенденций и причинных факторов предыдущего периода сохранится и в будущем периоде, что новые технологии будут внедряться равномерно, без резких скач­ков и структурных деформаций;

2) экспертные оценки, основанные на прогнозах наиболее авторитетных ученых и специалистов, этот метод используется достаточно часто, например, в форме так называемых мозговых атак, недостатком его является определенная субъективность;

3) экономико-математическое моделирование с использова­нием компьютерных технологий. Часто при этом на основе эконометрических методов разрабатываются альтернативные сценарии развития мирового рынка в целом, его сегментов и рынков от­дельных товаров.

Ценность прогнозов, даже не совсем точных, состоит в том, что они показывают возможные варианты развития событий и нередко содержат рекомендации по предотвращению негативных сценариев развития.

Для достижения точности и достоверности прогнозов конъюн­ктуры при их проведении охватывается максимальное число раз­личных параметров. Например, для прогнозной оценки современ­ного производства применяют показатели ВВП, динамики и струк­туры промышленного производства, уровня загрузки производ­ственных мощностей, их износа (физического и морального), динамики и структуры инвестиций, уровня и динамики заработ­ной платы, уровня занятости и т. д.

В качестве источников при исследовании конъюнктуры мирового рынка используются данные статистических публикаций ООН, ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и развитию), ФАО (Орга­низация ООН по вопросам продовольствия и сельского хозяйства), МВФ, МБРР, ОЭСР и других авторитетных организаций.

Исследование конъюнктуры современных товарных рынков су­щественно усложняется в связи с тем, что в мировой экономике весьма значительным остается удельный вес теневой экономики. По имеющимся оценкам, объем теневой экономики, характеризу­ющейся отсутствием и нарушением, отчетности и уходом от налогов, к концу 90-х гг. составлял в мировой экономике около 9 трлн. долл., т. е. был сравним с ВНП США. При этом, по оценкам исследова­телей, в промышленно развитых странах «в тень» уходит в сред­нем 15 % ВНП, а в развивающихся странах около 33 % ВНП. На первом месте среди стран с наибольшим удельным весом теневой экономики находится Нигерия около 77 % (!) ВНП, далее идут Таиланд и Египет (около 70 %), за ними Филиппины, Мексика. Теневая экономика в России Госкомстатом России оценивалась к концу 90-х гг. в 30 % ВНП. Среди промышленно развитых стран нелегальный бизнес наиболее развит в Италии, Испании и Бель­гии (2328 % ВНП), наименее развита теневая экономика в Швей­царии, Японии и США около 10 % ВНП.

Однако конъюнктура мирового рынка не только объект ис­следования. Отечественный бизнес должен стремиться к тому, что­бы оказывать на нее как можно более активное воздействие, фор­мировать и поддерживать конъюнктуру мирового рынка в выгод­ном для себя направлении. Это имеет существенное значение при проведении Россией активной внешнеэкономической (прежде всего, экспортной) политики.

Так, в проведении экспортной политики существенное значе­ние имеет:

• активная рекламная политика, которая нередко начинает
разворачиваться ведущими корпорациями мира задолго до того,
как товар произведен и появился на международном рынке (при
этом реклама проводится весьма агрессивно с использованием
всех СМИ);

• формирование и поддержание в мире высокого обществен­ного мнения о компании, ее имидже в целом;

• активная политика по продвижению товара, сопровождаю­щаяся конъюнктурным воздействием на торговых посредников;

• постоянный контроль за потенциалом конкурентов и негативное конъюнктурное воздействие на них (типичным примером такого рода воздействия является активное внедрение в пос­ледние годы в США и некоторых других развитых странах с ры­ночной экономикой тезиса о том, что весь российский бизнес
пронизан криминальными структурами, что значительно ослож­няет деятельность отечественных фирм на территории других стран).

Проблемы конъюнктуры мирового рынка имеют существенное значение для отечественных предприятий, работающих на экс­порт. Для них важно не только что, как и с какими издержками и качественными характеристиками производить, но и необходимо выработать и реализовать общую стратегию экспансии своих но­вых товаров на мировом рынке (вплоть до осуществления в мак­симальном варианте глобальной стратегии).

Для большинства отечественных предприятий-экспортеров изу­чение конъюнктуры мирового рынка и его сегментов, а также рынков конкретных товаров позволяет решить ряд практических вопросов:

• оценить коммерческую ценность и конкурентоспособность
продаваемых товаров и услуг;

• решить вопрос о выборе потенциальных и фактических стран-
экспортеров (импортеров) и фирм-контрагентов;

• выбрать благоприятный момент для выхода на данный рынок
(или ухода с него);

• сформировать и реализовать эффективную стратегию и так­
тику, формы и методы деятельности на данном рынке;

• выработать политику ведения торговых переговоров и сфор­мулировать основные условия внешнеторговых контрактов;

• корректировать свои действия в связи с изменениями конъюнктуры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: