1. Нумерация и сравнение в пределах 20.
Повторение нумерации чисел до 10: получение следующего числа, прибавляя 1, сравнение соседних.
Изучение устной нумерации 10-20, понятия десяток. Выполнение упражнений на счет предметов, объединение этих предметов в отдельные группы по 10 шт. (пучки). Ввод понятие десятка: 10 предметов образуют десяток.
Введение чисел от 11до 20. Как получить число, след. за ч 10? (на 10 предметов кладем еще 1. Сколько? Один-на-дцать (сокращ. «десять»). Так все числа до 19 и порядок их следования.
Число 20. Имея 1 дес предметов и еще 9, добавляем еще 1 предм. Объединим новые 10 предметом с новым десятком. Ск-ко получается дес?
Десятичный состав этих чисел (дидактич. материал). Упр:
· 16 предметов, отделить 10. Ск-ко дес. в 16? Ск-ко ед?
· 1 дес. предметов, добавим еще 3. Ск-ко всего?
Лучшему усвоению нумерации чисел 2-го дес. способствует ознакомление с дм и измерение отрезков с помощью дм и см. Используем модель дм (бумажная полоска), далее линейка (10 см заклеены цветной полоской). 1дм 7 см—17, можно использовать для десятичного сосава. числа.
После усвоения устной нумерации—письменное ознакомление с позиционной записи числа 2-го дес. с поощью абака, далее таблица с надписями ед, дес и подвижные ленты с цифрами. Для записи те же цифры (0—9).
При изучении нумерации чисел 2-го дес. рассматриваются случаи +/- 10, обр. вним. «однозн.», «двузн.» числа. 10—запись: 1дес., 0 ед.
Нумер. и сравн. Ч в пред.100
Знакомство с числами 21—100 с устной нумерацией. Образовывать и называть числа 30—100 объясняя в процессе счета дес: 1дес-десять ед, 2 дес-20 ед… Все кроме 40, 90, 100 образуются по одному принципу.
Освоив счет десятков —образовывают любые числа в пределах 100. Упр. на образование чисел чередуется с упр. на разложение чисел (56—5 дес 6 ед)
При ознакомлении с устной нумерацией ввод новых единиц измерения - метр, соотношение 1 м=10дм.
Изучение чисел идет параллельно с рассмотрением соответствия чисел выражаемых в дм и см (их образ., состав, сравнен).
При изучении письменной нумер уч-ся знакомятся с понятием разряда. Поясняется 37—3 дес 7 ед, по др.3 ед 2-ой разр и 7 ед 1-ый разр.
Используются карточки с разрядными числительными, которые помогают усвоить состав числа 52=50+2.
Изучая нумерацию в пред. 100 — упр на сложение и вычитание
· «+»и «--»1
· + кдесятков (30+40)
· «--»всех десятков из числа (48-40), всех единиц
Обратить внимание: а) ед-1 место, дес - 2 место справа налево; б) счет начинается со счета ед.—1 разряд. Набрав 10 ед получается 1 дес, продолжая счет, получаем новый дес. Поэтому дес -единицы 2 разряда