Правовые основы, задачи и принципы дисциплинарного производства

Дисциплинарное производство –это регулируемая правовыми Нормами деятельность субъектов дисциплинарной власти по применению дисциплинарных взысканий.

Нормы о дисциплинарном производстве –это процессуальная форма, использование которой позволяет эффективно осуществить материально-правовые нормы о дисциплинарной ответственности.

Основным, базовым правовым документом, регулирующим дисциплинарное производство, является Трудовой кодекс Российской Федерации, где в главе 29 прописаны основные процессуальные нормы, регламентирующие производство по привлечению к дисциплинарным взысканиям в сфере трудовых отношений. Учитывая наличие различных видов трудовых отношений (производство, учеба, собственно государственная служба, военная служба, служба в органах внутренних дел, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и т.п.), производство по привлечению к дисциплинарной ответственности в настоящее время регламентировано многими нормативно-правовыми актами. Так вопросы, касающиеся производства по привлечению к дисциплинарной ответственности, регламентируют, например: Устав о дисциплине работников рыбопромыслового флота РФ, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 21 сентября 2000г. № 708; Устав о дисциплине работников морского транспорта, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2000г. № 395; Дисциплинарный устав таможенной службы РФ, утвержденный Указом Президента РФ от 16 ноября 1998г. № 1396; Устав о дисциплине работников организаций с особо опасным производством в области использования атомной энергии, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 10 июля 1998г. № 744; Положение о дисциплине работников железнодорожного транспорта РФ, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 25 августа 1992г. № 621.

Кроме того, отдельные виды трудовых отношений могут регулироваться специальными административно-правовыми актами. Так в системе государственной службы, важное значение для правового регулирования производства по привлечению к дисциплинарной ответственности имеет Указ Президента РФ от 6 июня 1996г. «О мерах по укреплению дисциплины в системе государственной службы».

Общее, что характерно для производства по привлечению к дисциплинарной ответственности независимо от специфического характера службы, заключается в том, что дисциплинарное взыскание налагается лицом (руководителем) или органом, назначившим (имеющим право назначать) совершившего служебный проступок на должность. Объясняется это тем, что дисциплинарное взыскание может быть наложено, как правило, в порядке служебного подчинения, т.е. руководителем, обладающим в отношении подчиненных работников дисциплинарной властью, суть которой состоит в сово­купности полномочий, предоставленных определенным должностным лицам или руководителям предприятий, учреждений или организаций по применению мер поощрения и мер дисциплинарных взысканий к подчиненным по службе работникам. Налицо, следовательно, специальный субъект применения этой власти.

В действующем законодательстве, задачи производства по при­влечению к дисциплинарной ответственности четко не прописаны. Анализируя процессуальные нормы, регламентирующие производ­ство по привлечению к дисциплинарной ответственности в различ­ных отраслях государственного управления, и положив в основу анализа тот факт, что данный вид производства является составной частью административно-юрисдикционного, а значит, и юридиче­ского процесса, можно сделать вывод о том, что общие положения о процессуальной форме, стадиях процессуальной деятельности действуют и здесь, хотя и имеют определенную специфику.

Наиболее полно вопросы, отнесенные к задачам административного производства прописаны в КоАП РФ в части, касающейся задач производства по делам об административных правонарушениях, где в ст. 24.1 сказано: «Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений». Иными словами, решаются две взаимосвязанные между собой задачи:

• юрисдикционная, выражающаяся в справедливом, законном разрешении дела;

• профилактическая, состоящая в предупреждении новых правонарушений.

Рассматривая юрисдикционные начала административного производства, становится очевидным, что задачи производства по привлечению к дисциплинарной ответственности во многом тождественны задачам производства по делам об административных правонарушениях.

Таким образом, можно выделить четыре основные задачи производства по привлечению к дисциплинарной ответственности: а) всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств дисциплинарного проступка или нарушения дисциплины; б) принятие в соответствии с законом решения о применении к виновному дисциплинарного взыскания; в) обеспечение исполнения принятого решения; г) выявление и устранение причин и условий, способствовавших нарушению дисциплины.

Производство по привлечению к дисциплинарной ответственности представляет собой разновидность административной деятельности, а значит, в нем действуют ее общие принципы, учитывающие определенную специфику и задачи производства по привлечению к дисциплинарной ответственности, специфические, обусловленные, принципы.

К основным принципам производства по привлечению к дисциплинарной ответственности, которые объективно отражают его свойства и раскрывают его сущность, относятся: законность; объективность (материальная истина); гласность; оперативность и эффективность; сочетание единоначалия и коллегиальности при принятии решения; персональная ответственность за принятое решение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: