double arrow

Дидактические игры


Одним из эффективных средств активизации познавательной деятельности учащихся являются дидактические игры, разработанные с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Дидактическая игра – это одна или несколько математических задач, предлагаемых в занимательной форме и, как правило, с элементами соревнования. Она не только позволяет проверить умения учащихся выполнять математические действия, анализировать, сравнивать, подмечать закономерности, но и значительно повысить интерес к математике, снять усталость, а также способствует развитию внимания, сообразительности, активизирует чувство соревнования, взаимопомощи.

Во время игры дети, как правило, очень внимательны, сосредоточены, дисциплинированы, мыслят самостоятельно, развивают внимание, стремятся к знаниям. Увлёкшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести приятелей по игре.

Дидактические игры очень хорошо уживаются с “серьезным” учением. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала.




Дидактическая игра – не самоцель на уроке, а средство обучения и воспитания. На дидактическую игру нужно смотреть как на вид преобразующей творческой деятельности в тесной связи с другими видами учебной работы.

В своей работе я использую различные виды игр: тренировочные, познавательно-контрольные, сюжетно-ролевые, творческие.

К тренировочным играм относятся такие игры как “Лото”, “Магические квадраты”, математические ребусы.

Особое место занимают творческие и ролевые игры. Проводятся они один-два раза в год, так как требуют длительной подготовки. На уроке разыгрываются различные ситуации. Например, творческие игры – деловые игры “Строитель” ( тема “Площади многоугольников”); “Проектировщик” ( тема “Примеры решения задач с помощью движения”); “Конструктор” ( тема “Преобразование фигур на плоскости. ГМТ”). Познавательные игры – викторины, “Волшебное число” (тема “Решение уравнений”), “Лучший счетчик” (тема “Десятичные дроби”), “Кодированные упражнения” (тема “Десятичные дроби”).

В таких играх ребята приобретают дополнительные знания, развивают свои творческие способности. В конечном счете в игровых формах занятия реализуются идеи совместного сотрудничества, самоуправления, воспитания через коллектив, воспитания ответственности каждого за учебу и дисциплину, а главная – обучение математике.



Хорошо известно, что обучающиеся, владеющие твёрдыми навыками устного счета, быстрее осваивают технику алгебраических преобразований, лучше справляются с различными заданиями, составной частью которых являются вычисления. В устных вычислениях развиваются память учащихся, быстрота их реакции, сосредоточенность – важные элементы общего развития.

Формирование познавательной активности возможно при условии, что деятельность, которой занимается ученик, ему интересна.

Следовательно, высокая познавательная активность возможна только на интересном для ученика уроке, когда ему интересен предмет изучения.

Формирование познавательной активности возможно при условии, что деятельность, которой занимается ученик, ему интересна.

Следовательно, высокая познавательная активность возможна только на интересном для ученика уроке, когда ему интересен предмет изучения.

Пробуждая интерес к математике, стремлюсь укрепить веру в свои силы у каждого ребенка независимо от его способностей, развить творческие возможности у слабых учеников, не давая остановиться в своем развитии более способным детям, учу всех воспитывать у себя силу воли, твердый характер и целеустремленность при решении сложных заданий. Но для привития глубокого интереса учащихся к математике, для развития их познавательной активности необходим поиск дополнительных средств, стимулирующих развитие общей активности, самостоятельности, личной инициативы и творчества учащихся разного возраста.



Дидактическая игра 1. “Математическое лото”

Каждому ученику предлагается карточка с заданиями и карточки с ответами. Причем число карточек-ответов может быть больше, чем заданий. (См. Приложение) Решив пример, предложенный на карточке, ученик находит ответ и кладет карточку с ответом лицевой стороной вверх на заданный пример. На одной из сторон карточек находится рисунок, который собирается только в случае правильного решения заданий. Вместе с правильными ответами есть и ложные, то есть ответы с предполагаемыми ошибками учеников. Учитель, проходя по рядам, легко определяет результаты работы, а так же любой ученик, который быстрее всех справился с данным заданием и может стать на данном этапе урока консультантом.

Например, тема “Сложение десятичных дробей”

92,4 – 7,38 31,4 + 28,5
25,43 – 11,4 4,65 + 5,2
37-9,25 21,3 – 7,6
18,62 –8,9 23,4 - 5
18,4
85,02
27,75
9,85

Данные карточки учитель может составить по любой теме.

Дидактическая игра 2. “Юный художник”

Эту игру я провожу по теме “Координатная плоскость”. Ученикам предлагается отметить точки на координатной плоскости, которые нужно в той же последовательности соединить отрезками, в результате которой получается определенный рисунок.

А так же предлагается обратное задание: “Нарисовать любой рисунок, имеющий конфигурацию ломанной, и записать координаты вершин”. Это задание на следующем уроке будут проверять сами ребята (либо сосед по парте, либо друг, либо ученики из параллельного класса).

Дидактическая игра 3. “Зарядка”

Ребятам предлагаются задания устного счета, которые пишутся на доске или проецируются с помощью кодоскопа. Это помогает настроить на работу, но сделать это без понуканий и строгости.

Предлагаются ответы как верные, так и неверные. Если ответ верный, то руки поднимают вверх, а неверный – в стороны. Решая первый пример, могут не все собраться, не попасть в ритм, но постепенно сосредотачиваются и темп зарядки убыстряется. И в результате через 1-2 минуты получаем класс, полностью готовый к дальнейшей работе. Задания могут быть, как и по новой теме, так и на повторение. И это не только игровой момент на уроке, но и физкультминутка.

Например,

3,5 +1,2 = 4,7 руки вверх

1,5+1,25 =2,30 руки в стороны

10,5 – 4,2 =6,3 руки вверх

4,45+13,4 =17,85 руки вверх

138 –1,2 =136,8 руки в стороны

Дидактическая игра 4. «Математические карты».

Математические карты "Функции и их свойства"

Карты представляют собой колоду из 4 мастей:

1. Название функции
2. Вид уравнения, который ее задает
3. Область определения, область значения
4. Общий вид графика функции

Возможный вариант игры:

Играют не более 6 человек. Игрокам раздается по 5 карт. Одна карта из колоды выкладывается открытой. Игроки по очереди должны класть по "подходящей карте" карте. То есть игрок должен положить карту логически связанную с открытой картой. Например: "Я кладу "график кубической функции" на карту "y=sinx", т. к. обе эти функции нечетны". Задача - в ходе игры избавиться от карт. Кто сделает это первым - победитель. Если игрок не может выложить карту, то он берет карту из колоды. Если и теперь у него нет идей, то он забирает всю стопку открытых карт и выкладывает одну любую карту.
Желательно, чтобы за ходом игры следил преподаватель, который и будет отслеживать логику рассуждений игроков. Рекомендуется использовать не более двух логических связок.

Продолжительность игры: 10-20 мин.

Дидактическая игра 5. «Математическое домино».

Данная игра, является аналогом обычной игры домино, но вместо привычных костяшек здесь используются арифметические квадратные корни. Игра может быть предназначена, как для закрепления темы, так и для ознакомления с этой темой. В зависимости от цели меняется содержание карточек.

Математическое домино "Арифметический квадратный корень"

Правила игры:

Для достижения лучшего результата рекомендуется участие в игре от 2 до 6 человек. Если количество учащихся в классе достаточно большое, класс можно разбивать на группы (например, по уровню знаний).

1) Перед началом игры каждый из учащихся берёт по 6 карточек (можно брать и по 4), остаток карточек остаётся в базе, как в обычном домино.

2) Начинает учащийся, у которого оказывается карточка, в левом и правом поле которой значение 2.

3) Следующий игрок кладёт карточку, одно из полей которой либо содержит пример, значение которого равно значению правого поля, либо значение примера содержащегося в левом поле.

4) Учащийся, у которого не останется карточек считается победителем. Игру можно закончить, как на первом победителе, так и продолжить дальше пока не останется последний игрок, который будет считаться проигравшим.

Дидактическая игра 6. "Слова"

Тема «Построение графиков функций»

Игра "Слова" предназначена для закрепления изученного материала, может проводиться как в классе в виде самостоятельной работы, так и дома.

Правила игры:

Каждому учащемуся даётся карточка с набором каких-либо функций и промежутки, на которых эти функции необходимо построить. Цель учащегося построить данные функции на промежутках, по окончании построения должна получиться буква. Из букв составляется ключевое слово.

Сложность каждой карточки может быть разная, так как вариантов представления одной и той же буквы из таких составляющих, как прямая, гипербола, парабола, может быть много.

Например, буква "О" может быть представлена из составляющих:
- две прямые, две параболы
- две прямые, одна парабола
- две параболы
- четыре прямые
- две гиперболы и т.д.

Ценность дидактических игр заключается в том, что в процессе игры дети в значительной мере самостоятельно приобретают новые знания, активно помогают друг другу в этом.







Сейчас читают про: