Социологическое исследование - система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью: получить достоверные данные об изучаемом явлении или процессе, о тенденциях и противоречиях их развития, чтобы эти данные могли быть использованы в практике управления общественной жизнью.
Виды социологического исследования (по целям и задачам )
1. Фундаментальные исследования – направлены на анализ социальных закономерностей, тенденций.
2. Прикладные исследования, предполагающие выработку путей совершенствования конкретных социальных объектов.
3. Разведывательное – сжатое по объему, упрощенное по программе, предварительное исследование.
4. Пробное (пилотажное) исследование – испытание вопросов и методов в панельной группе.
5. Описательное – применяется для составления относительно целостного представления об изучаемом явлении, процессе, его структурных элементах.
6. Аналитическое (экспериментальное) – углубленное изучение, не только описание, но и выявление причин.
|
|
7. Монографическое исследование – позволяет изучить объект как представителя класса подобных.
8. Сравнительное исследование – помогает сравнить различные объекты.
9. Ситуационное исследование – не является репрезентативным. Это изучение конкретного человека, события, одиночного явления. Данные такого исследования невозможно обобщить, но может возникнуть гипотеза.
10. Точечное (проводится один раз) и повторное (проводится несколько раз).
11. Панельное исследование – неоднократное изучение одного и того же объекта через определенные интервалы.
12. Тендовое исследование – повторное исследование на одном и том же объекте без сохранения выборки.
Этапы социологического исследования
1этап (30% времени) – информационное обеспечение исследования (постановка проблемы, целей, гипотез, выбор методов выборки, сбора данных, обработки и анализа информации, организационное планирование).
2 этап (10% времени) – сбор социологических данных.
3 этап (10% времени) - подготовка данных к обработке и обработка.
4 этап (25% времени) – анализ результатов, проверка гипотез.
5 этап (5% времени) – отчет (оформление).
6. этап (20% времени) – внедрение (социологические технологии).
Программа социологического исследования - документ, содержащий развернутое изложение ее теоретико-методологических предпосылок с обоснованием актуальности, целей, задач, объекта, предмета и гипотез предпринимаемого исследования, а также его методико-инструментального аппарата вместе с логически обоснованной последовательностью необходимых процедур и организационным планом-графиком и стоимостью всех видов работ.
|
|
Содержание программы зависит от типа и целей исследования, состоит из двух разделов: методологического и процедурного (методического).
Методологический раздел программы:
1.Формулировка проблемы, обоснование ее актуальности.
2. Обоснование цели, задач, объекта и предмета исследования.
3.Формулирование и интерпретация основных понятий. Обоснование эмпирических индикаторов (операционализация).
4.Системный анализ объекта и предмета исследования. Обоснование его исследовательской модели.
5.Формулировка рабочих гипотез.
Процедурный (методический) раздел программы:
1.Принципиальный (стратегический) план исследования.
2.Обоснование и проектирование выборочной совокупности единиц наблюдения.
3.Выбор процедур сбора и анализа эмпирической информации.
4.Содержательный анализ результатов исследования.
5.Оформление результатов исследования в виде отчетов, публикаций, социальных технологий и т. д.
Последовательность организации социологического исследования
1. Формирование исследовательского коллектива:
•ответственный за все (руководитель, начальник и т. п.);
•ответственный за программу и инструментарий;
•ответственный за полевой этап (подбор анкетеров, выборка, контроль и т. п.);
•ответственный за компьютерную обработку и формирование информационной базы;
•ответственный за связь с коллегами;
•ответственный за аналитическую работу.
2.Разработка плана-графика всех этапов исследования.
3.Координация проведения всех этапов: взаимоувязка сопредельных структур, проблем и т. п.
4.Сдача материалов заказчику.
5.Участие в реализации социальных технологий.