Социологическое исследование: этапы и виды. Программа социологического исследования

Социологическое исследование - система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью: получить достоверные данные об изучаемом явлении или процессе, о тенденциях и противоречиях их развития, чтобы эти данные могли быть использованы в практике управления общественной жизнью.

Виды социологического исследования (по целям и задачам )

1. Фундаментальные исследования – направлены на анализ социальных закономерностей, тенденций.

2. Прикладные исследования, предполагающие выработку путей совершенствования конкретных социальных объектов.

3. Разведывательное – сжатое по объему, упрощенное по программе, предварительное исследование.

4. Пробное (пилотажное) исследование – испытание вопросов и методов в панельной группе.

5. Описательное – применяется для составления относительно целостного представления об изучаемом явлении, процессе, его структурных элементах.

6. Аналитическое (экспериментальное) – углубленное изучение, не только описание, но и выявление причин.

7. Монографическое исследование – позволяет изучить объект как представителя класса подобных.

8. Сравнительное исследование – помогает сравнить различные объекты.

9. Ситуационное исследование – не является репрезентативным. Это изучение конкретного человека, события, одиночного явления. Данные такого исследования невозможно обобщить, но может возникнуть гипотеза.

10. Точечное (проводится один раз) и повторное (проводится несколько раз).

11. Панельное исследование – неоднократное изучение одного и того же объекта через определенные интервалы.

12. Тендовое исследование – повторное исследование на одном и том же объекте без сохранения выборки.

Этапы социологического исследования

1этап (30% времени) – информационное обеспечение исследования (постановка проблемы, целей, гипотез, выбор методов выборки, сбора данных, обработки и анализа информации, организационное планирование).

2 этап (10% времени) – сбор социологических данных.

3 этап (10% времени) - подготовка данных к обработке и обработка.

4 этап (25% времени) – анализ результатов, проверка гипотез.

5 этап (5% времени) – отчет (оформление).

6. этап (20% времени) – внедрение (социологические технологии).

Программа социологического исследования - документ, со­держащий развернутое изложение ее теоретико-методологических предпосылок с обоснованием актуальности, целей, задач, объекта, предмета и гипотез предпринимаемого исследования, а также его методико-инструментального аппа­рата вместе с логически обоснованной последовательностью необходимых процедур и организационным планом-графиком и стоимостью всех видов работ.

Содержание программы зависит от типа и целей исследования, состоит из двух разделов: методологического и процедурного (методического).

Методологический раздел программы:

1.Формулировка проблемы, обоснование ее актуальности.

2. Обоснование цели, задач, объекта и предмета исследо­вания.

3.Формулирование и интерпретация основных понятий. Обо­снование эмпирических индикаторов (операционализация).

4.Системный анализ объекта и предмета исследования. Обо­снование его исследовательской модели.

5.Формулировка рабочих гипотез.

Процедурный (методический) раздел программы:

1.Принципиальный (стратегический) план исследования.

2.Обоснование и проектирование выборочной совокупности единиц наблюдения.

3.Выбор процедур сбора и анализа эмпирической инфор­мации.

4.Содержательный анализ результатов исследования.

5.Оформление результатов исследования в виде отчетов, публикаций, социальных технологий и т. д.

Последовательность организации социологического исследования

1. Формирование исследовательского коллектива:

•ответственный за все (руководитель, начальник и т. п.);

•ответственный за программу и инструментарий;

•ответственный за полевой этап (подбор анкетеров, выборка, контроль и т. п.);

•ответственный за компьютерную обработку и формирование информационной базы;

•ответственный за связь с коллегами;

•ответственный за аналитическую работу.

2.Разработка плана-графика всех этапов исследования.

3.Координация проведения всех этапов: взаимоувязка со­предельных структур, проблем и т. п.

4.Сдача материалов заказчику.

5.Участие в реализации социальных технологий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: