Трудовое поведение, отношение к труду, удовлетворенность трудом

Трудовая деятельность – это жестко фиксированный в пространстве и во времени целесообразный ряд операций и функций, совершаемых людьми, объединенными людьми в производственной организации. При трудовой деятельности ставятся следующие цели:

- создание материальных благ, средств жизнеобеспечения;

- оказание услуг различного целевого назначения;

- разработка научных идей, интеллектуальных ценностей и их прикладных аналогов;

- передача, накопление, хранение информации и ее носителей.

Трудовая деятельность, независимо от способа, средств и результатов, характеризуется рядом общих свойств:

- функционально-технологическим набором трудовых операций, предписанной рабочим местам функциональной программой;

- набором соответствующих качеств субъекта труда, зафиксированных в профессиональных, квалификационных и должностных характеристиках;

- материально-техническими условиями и пространственно-временными рамками реализации;

- определенным способом организационно-технологической и экономической связи субъектов труда со средствами и условиями их реализации;

- нормативно-алгоритмизированным способом организации, с помощью которого формируется поведенческая матрица индивидов, включенных в производственный процесс (организационно-управленческой структурой).

Трудовое поведение – это сознательно регулируемый комплекс действий и поступков работника, связанных с процессом самонастройки, саморегуляции личности, обеспечивающий личностную идентификацию и реализацию человеческого фактора в производственной организации.

В зависимости от того, что вкладывается в понятие трудового поведения, можно классифицировать виды трудового поведения представленные в таблице 6.1.

Таблица 6.1 Классификация видов трудового поведения

Классификационный признак Виды трудового поведения
   
1. Субъекты поведения Индивидуальное Коллективное
2. Взаимодействие с другими субъектами Предполагающее взаимодействие Не предполагающее взаимодействие
3. Производственная функция Исполнительское Управленческое
4. Степень регламентации Жестко регламентированное Инициативное (творческое)
5. Степень соответствия принятым нормам Нормативное Отклоняющееся от нормативов
6. Степень формализации Установленное в официальных документах Не установленное в официальных документах
7. Характер мотивации Ролевая Содержательная Административная Экономическая
8. Производственные результаты и последствия Положительные Отрицательные
9. Сфера осуществления поведения Трудовой процесс Создание отношений на производстве Создание благоприятной трудовой атмосферы
10. Степень традиционности поведения Сложившиеся типы поведения Зарождающиеся виды, в т.ч. реакция на различные социально-экономические перемены
11. Жизненные результаты и последствия Соответствующие желаемым образцам трудовой жизни Несоответствующие желаемым образцам трудовой жизни

Виды трудового поведения можно классифицировать и по другим признакам.

Трудовое поведение формируется под влиянием различных факторов: социальных и профессиональных характеристик работников, условий работы (условий труда, быта, оплаты труда и т.д.), системы норм и ценностей, трудовых мотивов. Трудовое поведение направляется личными и групповыми интересами работников и служит удовлетворению их потребностей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: