Правовой статус таможни

Таможня - является таможенным органом, входящим в единую федеральную централизованную систему таможенных органов Российской Федерации и обеспечивающим реализацию задач и функций ФТС России в регионе деятельности таможни. В соответствии со ст. 10 ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» таможни действуют на основании «Общего положения о таможне», утвержденного Приказом ФТС России от 12.01.2005 № 7, либо индивидуальных положений, утверждаемых ФТС.

Таможня является, как подчиненным звеном, так и управленческой структурой в области таможенного дела, так как:

 осуществляет свою деятельность под общим руководством ФТС России и непосредственным руководством РТУ. Отдельные таможни могут находиться в непосредственном подчинении ФТС России, например, Домодедовская, Внуковская, Шереметьевская;

 осуществляет руководство деятельностью подчиненных таможенных постов и является по отношению к ним вышестоящим таможенным органом.

Таможни и возглавляемые ими таможенные посты являются основным практическим звеном реализации таможенного дела в России. Регион деятельности и местоположение таможни определяет ФТС России.

В зависимости от местоположения, таможни делятся на:

 пограничные – располагаются в приграничной зоне в районах транспортных узлов;  внутренние – располагаются в глубине таможенной территории в местах концентрации участников ВЭД.

Основные полномочия таможни:

 производство таможенного оформления товаров и транспортных средств международных перевозок;  обеспечение правильности исчисления и взимания таможенных платежей;  проведение таможенного контроля в формах, предусмотренных Таможенным кодексом Таможенного Союза, организация и координация осуществления таможенного контроля таможенными постами;  контроль соблюдения таможенными постами таможенного законодательства при осуществлении таможенных операций;  создание и ликвидация зон таможенного контроля, обеспечение соблюдения режима зоны таможенного контроля;

 включение в реестры лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела, выдачу свидетельств о включении в такие реестры, а также исключение лиц из таких реестров согласно порядку, установленному таможенным законодательством Российской Федерации и Таможенного союза;

 производство по делам об административных правонарушениях и рассмотрение таких дел, производство неотложных следственных действий, оперативно-розыскная деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации;

 рассмотрение жалоб юридических и физических лиц и протестов прокуроров на решения, действия (бездействие) должностных лиц таможни, таможенных постов, обеспечение своевременного и полного рассмотрения жалоб и протестов таможенными постами;

 информирование и консультирование заинтересованных лиц по вопросам таможенного дела;

 обобщение и анализ правоприменительной и судебной практики в регионе деятельности, представление в вышестоящий таможенный орган аналитических материалов и документов.

Таможню возглавляет начальник, назначаемый на должность и освобождаемый от должности руководителем ФТС России, несущий персональную ответственность за осуществление возложенных на таможню полномочий. Начальник таможни имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности руководителем ФТС России по представлению начальника таможни.

Начальники структурных подразделений таможни назначаются на должность и освобождаются от должности приказами таможни по согласованию с соответствующими функциональными подразделениями вышестоящего таможенного органа. Начальник подразделения собственной безопасности таможни и главный бухгалтер таможни назначаются на должность и освобождаются от должности руководителем ФТС России. Таможни могут создавать рабочие группы и комиссии.


21. Служба в таможенных органах РФ как вид государственной службы.

Служба в таможенных органах является особым видом государственной службы граждан Российской Федерации, осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов Российской Федерации.

Под государственной службой в таможенных органах понимается профессиональная деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской и правоохранительной службы по обеспечению исполнения фискальных и правоохранительных полномочий в области таможенного дела, в том числе специальных функций по борьбе с таможенными преступлениями и правонарушениями. Служба в таможенных органах и организациях является федеральной государственной службой, находится в ведении Российской Федерации и финансируется за счет средств федерального бюджета.

Законодательство о службе в таможенных органах основывается на Конституции РФ и состоит из:

 Федерального закона от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»;

 Федерального закона от 21.07.1997 № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации»;

 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и др.

На подзаконном уровне регулирование правоотношений в сфере осуществления служебной деятельности должностных лиц таможенных органов осуществляется на основании Указов Президента РФ, Постановлений Правительства РФ и ведомственных актов ФТС.

Таможенная служба является компетентной государственно-властной деятельностью должностных лиц, которая реализуется на всех уровнях системы таможенных органов, в учреждениях, организациях и предприятиях, подведомственных ФТС.

Характерные особенности таможенной службы, как вида федеральной государственной службы:

 специфика целей и задач ФТС;

 систематичность осуществления деятельности по выполнению государственных функций, реализации полномочий в таможенной сфере;

 особые условия и порядок поступления на службу;

 особые условия прохождения службы, связанные с применением физической силы, специальных средств и оружия;

 установление специального обеспечения (денежного содержания, социальных льгот, знаков различия, форменной одежды и т.д.)15.

Процесс прохождения службы в таможенных органах РФ опирается на общие принципы организации и деятельности государственной службы в Российской Федерации:

1) верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов над иными нормативными правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении государственными служащими должностных обязанностей и обеспечении их прав;
2) приоритета прав и свобод человека и гражданина, их непосредственного действия: обязанности государственных служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина;
3) единства системы государственной власти, разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации;
4) разделения законодательной, исполнительной и судебной власти;
5) равного доступа граждан к государственной службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой;
6) обязательности для государственных служащих решений, принятых вышестоящими государственными органами и руководителями в пределах их полномочий и в соответствии с законодательством Российской Федерации;
7) единства основных требований, предъявляемых к государственной службе;
8) профессионализма и компетентности государственных служащих;
9) гласности в осуществлении государственной службы;
10) ответственности государственных служащих за подготавливаемые и принимаемые решения, неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;
11) внепартийности государственной службы; отделения религиозных объединений от государства;
12) стабильности кадров государственных служащих в государственных органах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: