Содержание
Методические рекомендации по написанию курсовой работы... 4 Требования, предъявляемые к оформлению курсовой работы... 8 Подготовка к защите и порядок публичной защиты курсовой
работы................................................................................. 14
Примерная тематика курсовых работ......................................... 16
Список рекомендуемой литературы........................................... 19
Приложение............................................................................. 24
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Программа обучения студентов-юристов (очной и заочной форм) предусматривает написание на первом курсе курсовой работы по теории государства и права. Ее выполнение является обязательным компонентом учебного процесса. Это первое самостоятельное научно-аналитическое исследование студента.
Курсовая работа представляет собой развернутое, приведенное в систему изложение результатов изучения студентом какой-либо темы дисциплины. Это способствует пробуждению интереса к научным исследованиям, более углубленному усвоению и закреплению материала теории государства и права, приобретению навыков самостоятельного изучения определенной политико-правовой проблемы.
Курсовое исследование - это не только видение проблемы в соотношении с фактическим материалом, но и умение выдвигать гипотезу, анализировать и решать поставленные задачи, экспериментировать. Посредством написания курсового сочинения у студента формируется своего рода методическая культура, влияющая на качество студенческого исследования в будущем, профессиональное юридическое мышление, закладываются навыки и умения связывать теоретические положения с общественно-правовой практикой.
Студент-юрист должен уметь творчески использовать приобретенные знания, самостоятельно делать обобщения, совершенствовать навыки литературного изложения своих мыслей с использованием общенаучной и государственно-правовой терминологии, применять их на практике для разрешения той или иной жизненной ситуации.
Сочинение по избранной теме требует от студента знания литературных и правовых источников, материалов практики, творческого мышления, аргументации и логики изложения, формулирования личной позиции.
Исследование основных вопросов выбранной темы теории государства и права даст возможность студенту максимально выразить свое творчество, получить навыки квалифицированного
«общения» с действующим законодательством, научной и учебной литературой, эффективно использовать в процессе дальнейшего обучения понятийно-категориальный аппарат теоретической юридической науки.
Студенту предоставляется право самостоятельного выбора темы курсовой работы из предлагаемого перечня, приведенного ниже.
Последовательность выполнения курсовой работы предполагает ряд этапов:
1. Выбор темы и изучение литературы по проблеме иссле
дования
Студент выбирает одну из указанных в перечне тем курсовых работ, исходя из своих интересов, наличия соответствующих литературных и иных источников. При выборе темы, как и при выборе объекта и предмета исследования, студенту предоставляется полная самостоятельность. Вместе с тем, автор должен исходить из своих субъективных способностей к исследованию, степени их разработки в юридической науке.
Для того, чтобы иметь общее представление об избранной теме, исследование необходимо начать с изучения основополагающих вопросов данной проблемы. Это достигается путем прочтения конспекта лекций или соответствующего раздела учебника.
Уяснение вопросов темы предполагает подбор и изучение научной литературы, действующих в данной области нормативных правовых актов и практики их применения, определение объекта, предмета и задач исследования, обоснование актуальности темы, оценку ее теоретической и практической значимости. Очень важно иллюстрировать теоретические положения примерами из правотворческой и правоприменительной практики.
В случае затруднения, возникшего у студента при выборе темы, он может обратиться за помощью к преподавателю. Избранная тема курсовой работы после согласования с руководителем подтверждается заведующим кафедрой. Изменение темы допускается по ходатайству студента при условии мотивированного обоснования.
2. Разработка плана и основных вопросов темы
Написание курсового сочинения начинается с составления раз
вернутого плана работы, в котором следует наметить конкретный
перечень вопросов, характеризующих проблему в целом. План
определит последовательность в изложении материала и структуру работы, позволит избежать возможных пробелов и повторений. Тезисы, составленные студентом в соответствие с планом, намного облегчат выполнение курсового исследования.
План написания курсовой работы должен иметь внутреннее единство, логичность изложения, смысловую завершенность исследуемой темы.
Структура плана предполагает введение, два-три раздела (с параграфами) основной части, заключение, список использованных источников.
Окончательный вариант плана утверждается руководителем.
3. Сбор, анализ и обобщение материала по теме курсовой работы и составление списка литературы (библиография)
Сложность и трудоемкость этого этапа работы объясняется необходимостью ознакомления с большим числом литературных источников, нормативных актов, различных подходов и взглядов авторов к теме, соответствующих монографий, статистических данных по изучаемой проблеме, а также плюрализмом путей решения изучаемых вопросов.
Теоретический анализ научной литературы позволяет определить актуальность и степень исследования проблемы другими учеными, выявить неразработанные в науке вопросы по данной теме, уточнить понятийный (категориальный) аппарат. При этом необходимо указать не только основное направление и автора исследуемого вопроса, а проанализировать и дать собственную оценку концептуальных положений ученых-правоведов. Например: «По мнению..., мы полностью с ним согласны потому, что...», или «С некоторыми утверждениями... мы не можем согласиться, так как считаем, что...».
В процессе изучения специальной юридической литературы следует обратить пристальное внимание на основные понятия и категории правовой науки, касающиеся выбранной темы. Многие определения, сформулированные учеными, носят дискуссионный характер. Поэтому позиция студента по отношению к той или иной трактовке юридических понятий, используемых в работе, очень важна.
Изучая научную и учебную литературу, нормативные акты, необходимо конспектировать их основные положения. Форма конспекта может быть в виде простого или сложного (развернутого) плана, тезисов, цитат. Наиболее полной формой является конспект, который представляет собой сжатое, лаконичное изложение содержание источника. Систематизация изучения источников позволяет повысить эффективность их анализа и обобщения. Итогом этой работы будет логически выстроенная система сведений по существу исследуемого вопроса.