Принятую в настоящее время систему дидактических принципов можно условно разделить в две группы: общие дидактические принципы и принципы организации обучения.
Принцип развивающего и воспитывающего обучения является ведущим принципом системы принципов. Очевидно, данный принцип непосредственно вытекает из вышеприведенной закономерности обучения. Он предписывает, что бы обучение было направлено на обеспечение всестороннего и гармоничного развития личности. Подобное развитие предполагает не только усвоение системы знаний, умение и навыков, но и формирование мировоззренческих, нравственно-эстетических взглядов обучаемого. Кроме того, реализация данного принципа предусматривает учет известных общепедагогических принципов воспитания.
Принцип социокультурного соответствия устанавливает, что обучение должно строиться на базе обоснованного учета требований культуросообразности и природосообразности. А это значит, что процесс обучения должен опираться на особенности природы, внутреней организации и способности обучаемого. Кроме того, обучение следует проводить в соответствии с законами окружающей социальной и природной среды.
Принцип научности требует того, чтобы содержание обучения в полной мере соответствовало положениям современной науки. Таким образом, содержание образования не должно отставать от развития науки, которое приводит к появлению новых фактов, теорий, ранее неизвестных законов и т.д. Обосновываються новые подходы и взгляды, способные изменить устоявшиеся положения. Следует своевременно отреагировать на такую ситуацию, раскрывать связи и взаимоотношения научных фактов, их значение для миропонимания, формирования оценочных взглядов, самопознания и саморазвития.
Принцип фундаментальности образования предусматривает, что бы в процессе обучения учащиеся получали широкое образование и глубокие знания, в достаточно полной мере усваивали фундаментальные основы изучаемых наук и их взаимные связи, что будет способствовать формированию целостной картины мироздания.
Принцип систематичности и системности предусматривает преподавание и усвоение знаний в стройной системе взаимосвязанных элементов. Содержания образования в процесс обучения должны обладать логической стройностью, для чего необходимо установить определенный порядок разбиения всего изучаемого материала на относительно самостоятельные части, установить их взаимные связи и возможные сочетания.
Принцип целенаправленной организации учебной деятельности обучаемых требует обоснованного учета общеизвестных условий эффективной организации деятельности. К таким условиям обычно относят целеполагание, единство целей, содержания, форм и методов деятельности, учет конкретных условий деятельности.
Принцип преемствености и последовательности предполагает, что в системе знаний будет установлена необходимая последовательность изучения тех или иныз научных областейи теоретических положений в них. Эта последовательность должна обеспечивать преемственную связь между частями сожержания с тем, чтобы каждая следующая часть опирались на предыдущую и становилась бы ее логическим продолжением.
Принцип благоприятного эмоционального климата обучения предусматривает создание атмосферы доверия и доброжелательности в процессе обучения
Система основных дидактических принципов(.2) тетрадь
Дидактика- педагогическая теория обучения, пед. Дисциплин, исследующая обучение на теоретическом уровне; область педагогики, рассматривающая цели, содержание, методы, организационные формы и средства обучения.
ОСНОВНЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ
- наглядность
- прочность- прочность знаний, сохранение в памяти, повторение из пройденого материала.
-доступность- объяснять на доступном языке в соответствии с возрастом и подбирать нужные слова.
- учет возрастных и индивидуальных способностей
- активное участие обуч.
- опора на положительное в человеке. Опираться на положительное в знаниях
- Достижение, радости и успеха.