Организация самостоятельных работ на уроках биологии

Самостоятельная работа учащихся на уроках биологии. Под самостоятельной учебной работой понимают любую организованную деятельность учащихся, направленную на выполнение поставленной дидактической цели в специально отведенное для этого время: поиск знаний, их осмысление, закрепление, формирование и развитие умений и навыков, обобщение и систематизацию знаний.Самостоятельная работа это такое средство обучения, которое: в каждой конкретной ситуации соответствует каждой конкретной задаче и цели; формирует у учащихся на каждом этапе его движения от незнания к знанию необходимый уровень ЗУНов и его продвижение от низших к высшим уровням мыслительной деятельности;вырабатывает психологическую установку на самостоятельное систематическое получение знаний, умение ориентироваться в потоке информации;является орудием педагогического руководства в управлении познавательной деятельностью учащихся. Условно выделяется четыре уровня самостоятельной деятельности учащихся в соответствии с их учебными возможностями: копирующие действия (по образцу)- что является подготовительной работой к самостоятельной деятельности;репродуктивная деятельность-воспроизведение информации об объекте и его свойствах, не выходящая за пределы памяти;продуктивная деятельность - есть выход за пределы образца, требует самостоятельных выводов;собственно самостоятельная деятельность - новая ситуация, выработка гипотетических аналогов мышления. Требования к организации самостоятельной работы на уроке:Любая самостоятельная работа на уроке должна иметь конкретную цель и ученик должен знать пути ее достижения.Самостоятельная работа должна соответствовать учебным возможностям ученика. Переход от одного уровня сложности к другому должен быть постепенным.Учитель обеспечивает сочетание разнообразных видов самостоятельной работы и управление самим процессом работы.Самостоятельная работа должна иметь минимум шаблонности, ибо основная ее задача-развитие познавательных способностей, инициативы и творчества ученика. В практике можно выделить следующие виды самостоятельной работы: Работа с книгой: рисунок, график, поиск ответа на вопрос, конспектирование, пересказ, план ответа, обобщение по нескольким параграфам, работа с первоисточниками.Упражнения: ответы на вопросы, рецензии ответов, тренировочные упражнения.Решение задач и практические, лабораторные работы.Проверочные, самостоятельные работы (сочинение, диктант).Доклады и рефераты.Индивидуальные и групповые задания при наблюдениях и экскурсиях.Домашние лабораторные опыты и наблюдения.Планируя самостоятельную работу необходимо: предусматривать ее место в структуре урока;ее оптимальный объем в зависимости от уровня подготовленности своих учеников, а также сложности изучаемого материала;предусматривать затруднения, которые могут возникнуть при выполнении самостоятельной работы;определять форму заданий;устанавливать оптимальную длительность работы;подбирать соответствующий дидактический материал;предусматривать рациональные способы проверки и самопроверки работ учеников.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: