Сущность и методика проведения SWOT-анализа внешней и внутренней среды организации

Анализ сильных и слабых сторон предприятия — очень важное 'направление в деятельности предприятия. Метод SWOT-анализа способен эффективно помочь в этом и широко используется предприятиями во всем мире.

SWOT — это аббревиатурное обозначение сильных сторон (Strengths), слабых сторон (Weaknesses), благоприятных возможностей (Opportunities), факторов угрозы (Threats). Качественный анализ перспектив предприятия проводится с целью выяснения вышеназванных сторон его деятельности, открывающихся перед ним возможностей и надвигающихся угроз. Сила и слабость предприятия должны оцениваться в контексте его конкурентоспособности. Анализ SWOT помогает развивать понимание тех обстоятельств, в которых действует предприятие. Этот метод помогает сбалансировать свои внутренние сильные и слабые стороны с теми благоприятными возможностями и факторами угрозы, с которыми придется столкнуться предприятию. Данный анализ помогает определить не только возможности предприятия, но и все доступные преимущества перед конкурентами. Ниже приводятся примерные группы вопросов для проведения SWOT-анализа. Первые две группы касаются внутренних факторов. Анализируются сильные и слабые стороны. Вторая группа вопросов касается внешних факторов и включает в себя благоприятные возможности и факторы угрозы.

Сильные стороны: (внутренние факторы)

компетентность; наличие достаточных финансовых ресурсов; наличие хороших конкурентоспособных навыков; хорошая репутация у потребителей; признанное лидерство предприятия на рынке; наличие у предприятия хорошо продуманных стратегий в данной сфере деятельности; наличие собственных технологий высокого качества; наличие преимуществ перед конкурентами; Способность к инновациям и т.п.

Слабые стороны: (внутренние факторы)

отсутствие стратегического направления; маргинальное положение на рынке; наличие устаревшей техники; низкий уровень прибыльности; слабость по сравнению с конкурентами; отсталость в инновационных процессах; узкий ассортимент продукции; неудовлетворительный имидж на рынке; низкие маркетинговые навыки у персонала; отсутствие достаточного финансирования проектов и т.п.

Дальнейший анализ шансов (внешние факторы) и угроз целесообразно проводить в направлении изучения их ожидаемой величины (важности для организации). Для этого можно существенность события (определяемую, например, по семибалльной шкале) умножить на вероятность его наступления. В результате получается ожидаемая величина шанса или угрозы. Особенное внимание необходимо уделять тем шансам и угрозам, которые являются весьма существенными, но оценка вероятности их наступления низка.

По своей сути swot-анализ продуктивен и универсален. Его можно использовать в кадровой работе, например при оценке сильных и слабых сторон кандидатов на вакантные должности. Рассмотрение организации через призму swot-анализа предоставляет прекрасные возможности для оценки её нынешнего состояния и разработки планов на будущее.

Анализ сильных и слабых сторон проводят в 4 этапа:

1) сравнение с наиболее опасным конкурентом 2)сравнение с наиболее значимыми конкурентами 3)сравнение с мировыми лидерами вне отрасли

4) создание конкурентного профиля организации, суммирование результатов анализа. Составляется сводная таблица:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: