Й. Гайдн. Квартет ор.64 №5, Менуэт

Во всех приведенных случаях разного рода усложнения восьмитак­та ведут к образованию искусных видов неквадратности (количество

тактов — 10, 5, 7, 7, 10, 12, 10 + 16) на основе квадратности как нормы. (Анализ многочисленных примеров неквадратных периодов см.: Л.А. Ма­зель, В.А. Цуккерман. Анализ музыкальных произведений. М. 1967. С.566-619.)

Классификация видов периода

Классификация структурных видов периодов делается на основе нескольких критериев: 1) по количеству предложений или отсутствию деления на предложения — периоды из двух или трех предложений, простые или двойные (сложные) периоды, периоды единого строения (без деления на предложения); 2) по тематическому сходству или не­сходству начал предложений — периоды повторного и неповторного строения; 3) по метрическому признаку — квадратные и неквадратные (с расширением, сжатием); 4) по тонально-гармоническим признакам — однотональные или модулирующие, из тождественных предложений (с одинаковыми кадансами), завершенные неустойчивым кадансом (срав­нительно редко); 5) по степени тематической развитости — периоды элементарные и развитые; 6) по взаимодействию с другими формами — периоды с чертами простой двухчастной, простой трехчастной форм, рондо, вариаций, сонатной формы (сонатной экспозиции, сонатной формы без разработки).

Основным видом периода является период из двух предложений повторного строения, с полным совершенным заключительным кадан­сом, несущий экспозиционную функцию в произведении (см. Приме­ры 14, 18, 19).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: