Тонально-гармоническое строение периода

Экспозиционная функция периода в музыкальной форме опреде­ляет его тонально-гармонические и тематические свойства. В экспози­ции развертывается и закрепляется главная тональность произведения, утверждается тоника. Тонально-гармоническая прочность экспозиции, позволяющая в репризе (и коде) вернуться к начальной тональности, служит фундаментом, на котором зиждется вся музыкальная форма произведения. В однотональном (немодулирующем) периоде главная то­нальность утверждается, при возможных внутритональных отклоне­ниях, установлением тоники на сильной доле 1-го такта (в типичных случаях) и закреплением ее в заключительном полном кадансе (наши Примеры 15, 16 в, e).

В модулирующем периоде, несмотря на заключительный каданс в под­чиненной, не главной тональности, тем не менее главная тональность господствует. Ведь экспозиционные периоды имеют определенную за­кономерность в направлении их модулирования: как правило, в тональ­ность группы D — III, V или VII ступеней. В силу гармонической логи­ки, DIII, dv и dvii, Даже представленные в виде модуляции в эти ступени, обнаруживают функциональное тяготение в первоначально утвержден­ную Т главной тональности, и модуляция в конце периода в доминан-52

товую сторону не смещает главную тональность с ее господствующих позиций в музыкальной форме. Пример — начальный период Скерцо из«Весенней» сонаты Бетховена для скрипки и фортепиано F-dur ор.24. Т C-dur в его кадансе (т.8) явно тяготеет в Т главной тональности F-dur (т.1). Для этого ощущения имеет значение также и количество звучащего времени: F-dur длится 5 тт., а C-dur — только 3 тт.:

Л. Бетховен. «Весенняя» соната №5 для скрипки и ф.-п. Скерцо

Выбор конкретной ступени доминантовой функции при модуляции зависит от стиля композитора. Для венских классиков закономерны мо­дуляции из мажора в тональность V ступени, из минора — в тональность III и V ступеней. Пример модуляции из F-dur в C-dur приведен в При­мере 18. Примеры других модуляций: из f-moll в As-dur — экспозицион­ный период из III ч. 1 сонаты для ф.-п. Бетховена; из a-moll в e-moll — период главной темы в Rondo alla turca Моцарта, Венские классики избегают модуляций из мажора в минор III ст. Скорее можно встретить модуляцию в редкую, казалось бы, VII натуральную ст. (из минора), как в III ч. 8 квартета e-moll ор.52 №2 Бетховена — e-moll — D-dur:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: