Ф. Шуберт. Соната B-dur, III ч

В своей смелой модуляции Шуберт достигает и яркого эффекта экстравагантной неожиданности, и в то же время соблюдения закона

экспозиции — господства главной тональности, B-dur. Секрет кроется во временных пропорциях: B-dur (включая отклонения в g-moll) длится 14 тт., а Es-dur — всего лишь 2 тт. При столь сильной временной дис­пропорции тональность Es-dur, даже поставленная на метрически силь­ный момент заключительного каданса, не в силах составить конкуренцию главной тональности B-dur и обнаруживает свое к ней функциональное тяготение.

В XX в. вместе с развитием 12-тоновой тональности и появлением хроматических ступеней в периодах звучат модуляции не только на по­лутон (С-Н в Марше охотников из «Пети и волка» Прокофьева; Des-D во II ч. 8 сонаты Прокофьева), но и на тритон (As-D в Марше из «Трех апельсинов» Прокофьева, C-Ges в романсе Мясковского «Они любили друг друга» ор.40 №6, на стихи Лермонтова).

Форма периода в существенной мере организуется гармоническими кадансами предложений. Предложения — это наиболее крупные части пе­риода. По гармоническому составу различаются кадансы полные (совер­шенные или несовершенные) и половинные (полукадансы — автенти­ческие или плагальные), а по местоположению в форме — серединные (в конце 1-го предложения или других предложений кроме последнего), заключительные (в конце периода) и вторгающиеся (каданс периода совпадает с началом следующего построения). В центральном виде пе­риода — из двух предложений повторного строения — первое предложе­ние завершается сравнительно неустойчивым половинным кадансом, а второе — устойчивым полным совершенным или несовершенным ка­дансом. Между этими кадансами образуется функциональное тяготение на расстоянии: гармония серединного полукаданса разрешается в гармо­нию заключительного полного каданса (D-T, см. Примеры 16г, e). Бла­годаря действию метрических функций и симметрии квадратных структур аналогичное функциональное тяготение серединного каданса к заклю­чительному всякий раз возникает и при ином гармоническом наполне­нии серединного и заключительного кадансов: S-T (см. Пример 24), Т-Т (Пример 14), T-D (Пример 22), а также все случаи модулирующих периодов.

Важнейший в периоде заключительный каданс в некоторых случаях бывает половинным (автентическим). В традиции инструментальной музыки таковы танцевальные жанры, в которых особенно важна метро­ритмическая основа, — менуэт, сарабанда (многие сарабанды барокко имеют строение классического периода). Пример — Менуэт из 18 сонаты для ф.-п. Бетховена:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: