Двойной период из сложных предложении, не делящихся на простые предложения, может быть весьма сложным и развитым по внутренней структуре. Видимо непревзойденный по масштабности образец имеется в Скерцо Шопена h-moll ор. 20, где период главной темы насчитывает 120 тт. (2 предложения по 60 тт.)
Прокофьев при образовании двойного периода прибегал к смелым транспозициям простого периода на полутон. Пример — II ч. 8 сонаты: 1-е сложное предложение — Des-dur, 2-е — D-dur.
Гармония активна в моментах внутренних расширений и внешних дополнений. В расширениях, чаще во втором предложении, важна роль секвенций, ведущих к кульминациям (см. Пример 16д). Дополнения бывают не только к заключительному кадансу, но и к серединному (см. Пример 16е). Во И ч, 5 симфонии Бетховена дополнение к несовершенному кадансу по продолжительности превышает сам период: 8 + 14 тт.
Неэкспозиционные периоды, на которые не возлагается задача создать тональный фундамент формы, отличаются тональной неустойчивостью, «безбоязненным» модулированием в тональность S. Даже в классических трио сложных трехчастных форм, где к экспозиционности добавляются черты серединности, может возникнуть и битональность — как в Трио Скерцо 6 симфонии Бетховена, с равновесием тональностей B-F:
|
|
Л. Бетховен. 6 симфония, III ч.
Раньше упоминалось Трио Скерцо 4 симфонии Чайковского — и тождественных предложениях его начального периода оба каданса неустойчивы, полуавтентичны.
В Ноктюрне №3 «Грезы любви» Листа, в условиях двойной трехчастной формы АВА1В1А2 — среднее, бифункциональное проведение темы (А1, экспозиция плюс середина) содержит модуляционное закрепление тональности SIIн.: Н—С.
Тематическое строение периода
Период является оптимальной формой изложения классической темы.Важнейшее тематическое понятие составляет мотив. Для стилей XVIIIв. оно столь существенно, что тип тематизма этого времени определяется как мотивно-составной. В XIX в. получил распространение протяженный («песенный») тематизм: целостная структура первична, делениена мотивы не всегда отчетливо. (Специальный теоретический Материал по тематизму см. в книге: В. Холопова. Музыкальный тематизм.М. 1983.)
Мотив — наименьшая тематическая единица, содержащая, как правило, одну сильную долю. Фраза — объединение двух или нескольких мотивов. Субмотив — часть мотива, допускающая ее реальное отчленение, но не обладающая индивидуальностью мотива. Пример — Менуэт из «Лондонской» симфонииEs-dur №103 Гайдна: