Й. Гайдн. Лондонская симфония №103, Менуэт

Темы в периоде по внутреннему строению бывают однородные (моноаффектные) и контрастные (полиаффектные, полижанровые), при этом мономотивные и полимотивные, монотемные и политемные (составная тема, тема-комплекс). Однородная мономотивная тема — Скрябин. Пре­людия h-moll ор.11. Однородная полимотивная тема — Скрябин. Прелю-

дия fis-moll ор. 11, с пятью разными мелодическими мотивами, при одном аффекте — agitato. Контрастная полимотивная — с типичным для венских классиков противопоставлением «фанфар» и «вздохов»: Моцарт. Соната D-dur на 6/8 (К.576), Бетховен. 5 соната для ф.-п. В Менуэте из 103 сим­фонии Гайдна контрастный «вздох» введен в т.5 (см. Пример 31). Контрастная полижанровая (составная) тема — Бетховен. Скерцо из 6 сим­фонии F-dur с типичной темой скерцо F-dur и темой лендлера D-dur (двойной период):

Л. Бетховен. 6 симфония, III ч.

Аналогичные примеры составных тем: Шопен. Мазурка cis-moll ор.50 №3 (фугато и ритурнель), Полонез es-moll ор.26 №2. Тема-комп­лекс как результат контрапунктирования тем — Малер. Песнь о земле, I ч., с неодновременным вступлением тем у валторн, струнных (затем солирующего тенора) — все в пределах 1-го предложения периода:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: