Г. Малер. Песня о земле, I ч

Тематизм во многом определяет виды структур периодов. Период повторного строения — с одинаковыми тематическими началами каж­дого из предложений, период неповторного строения — с различными тематическими началами каждого из предложений; образцы — Гайдн. Менуэт из 103 симфонии (Пример 31); Бетховен. Скерцо из 6 симфо­нии, начальный двойной период (Пример 32).

В элементарных периодах тема только излагается, а в развитых перио­дах не только излагается, но и содержит мотивную разработку, больше всего во втором предложении. У венских классиков развитые периоды были особенно характерны для реприз (см. Пример 17 из Менуэта Гайдна в Квартете «Жаворонок»). Выдающийся пример мотивной разработки в 1-м предложении — ГП увертюры Бетховена «Леонора №3» C-dur со следующей структурой дробления с замыканием (всего 32 тт.): 4, 4, 2, 2, 1, 1, 1, 1, 1, 1, 1, 1, 1, 1, 1, 1, 1, 1, 1, 1, 4 тт. Развитой период ГП 1 ч. Квинтета Моцарта g-moll №3 (К.516), со структурой 8 т. — 1-е предл., 16 тт. — 2-е предл., 5 тт. — доп., в репризе сонатной формы 62

превращается в полифоническую мотивную разработку протяженностью в 27 тт. (включая дополнение 5 тт.). Определенный тип периода с лако­ничным первым и развитым вторым предложением сложился в форте­пианной миниатюре XIX в. — прелюдиях Шопена, затем Скрябина. После интенсивной мотивной разработки второго предложения возник­ла необходимость в резюмирующем репризном дополнении. Примеры: Шопен. Прелюдия C-dur — 1-е предл. 8 тт., 2-е предл. 16 тт., репризное доп. 10 тт.; Прелюдия h-moll 8 + 14 + 4 тт.; Скрябин. Прелюдии ор. 11 C-dur - 8 + 10 + 7 тт., fis-moll - 16 + 28 + 12 тт.

Период с признаками других форм

Экспозиционную функцию в музыкальной форме может выполнять не только период, но и одно предложение — предложение в функции периода (в немецкой терминологии — «der Satz» в отличие от «Periode»). Распространеннейший случай — главные партии классических сонатных форм: 1-е предл. составляет ГП, 2-е начинает собой СП. В условиях простой формы — тема вариаций во II ч. 3 фортепианного концерта Прокофьева: тт. 1-4 — предложение (der Satz) в функции периода, тт. 5-12 — середина, тт. 13-16 — реприза, т. 17 — дополнение. Приводим экспозицию и начало середины:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: