После начального рефрена «клокотание» занимало 8 т., после 3-го, последнего оно возросло необычайно — до 33 т. Вся форма монументального «простого рондо» лапидарно прорисована жанрово-тематическими и ладотональными контрастами: песенный рефрен C-dur и «движенческие» эпизоды в a-moll и c-moll со структурой «пары периодичностей», типичной для народных песен и танцев.
Среди финальных рондо Бетховена встречаются композиции с такого рода комплексной репризностью эпизодов, которая делает форму про-106
межуточной фазой на пути к рондо-сонате. Яркий пример — в финале 4 сонаты для скрипки a-moll. Это многочастное рондо, с 4 эпизодами (включая кодовый) и отражением в коде подряд всех основных эпизодов — 1-го, 2-го, 3-го, с квартовой транспозицией — 1-го и 3-го, вносящей элементы сонатности; схема такова:
P | ЭП1 | P | ЭП2 | P | ЭП3 | Св. | P | Кода |
ЭП4 ЭП1 ЭП2 ЭП3 Св.Р. дп. | ||||||||
период | серед. | период | неэксп. период | период | пр.2ч,ф. | период | ||
a-moll | C-h-a | a-moll | A-dur... | a-moll | F-dur | a-moll | a, [e, a, d, a,] A, B a-moll |
В рефрене и мелодия, и контрапункт, и внутри себя, и зеркально по отношению друг к другу очерчивают крутообразные движения (circulatio); в последнем, кодовом рефрене вертикальная перестановка усиливает этот эффект:
|
|
A) Л. Бетховен, 4 соната для скрипки, финал
Темы 4-х эпизодов таковы:
А) Л. Бетховен, 4 соната для скрипки, финал
Наконец, у Бетховена встречается рондо типа «сюиты с рефреном», или рондо-сюита. Образец — его Экоссезы Es-dur для ф.п., слитная сюита из 6 танцев, каждый из которых имеет замкнутую простую двухчастную форму, а каждая вторая часть представляет собой один и тот же танцевальный рефрен: Эк.1 — P, Эк.2 — Р., Эк.3 — P. и т.д. Связки и кода отсутствуют. Помещение рефрена не на первом, а на втором месте соответствует структуре «четного рондо» (см. далее).
Эволюция формы рондо от барокко к классике отразилась в русской музыке последних десятилетий XVIII в. На примере творчества Бортнянского видно, что здесь преломляется и простейший тип рондо французских клавесинистов (пример — в оперной музыке: «Колыбельная» B-dur из «Сына-соперника», со структурой А В А С А, без связок и коды, с началами эпизодов в главной тональности), и связанный с масштабной барочной концертной формой тип рондовой композиции, с многосекционным рефреном (финал Симфонии Бортнянского B-dur с 3 эпизодами), и архитектонически и гармонически четко организованное рондо типа финалов Гайдна и Бетховена, — 5-частное, с рефреном в простой форме, с весьма развитыми связками (финал Рондо из Сонаты Бортнянского C-dur для клавесина).