Появление вариаций с темой в конце говорит об отходе от классического риторического мышления в области музыкальных форм, требовавшего установления темы в начале, с последующим развитием. Один из прецедентов известен в музыке барокко: вариационная хоральная кантата с размещением чистого хорала в качестве последнего номера. Вариации с темой в конце, появившись на исходе XIX в., затем стали все больше закрепляться в XX в., из-за чего в главе «Классические инструментальные формы» они рассматриваются лишь для компактности изложения.
Наиболее значительные произведения в форме вариаций с темой в конце — Симфонические вариации «Иштар» Энди (1896), 3 фортепианный концерт Щедрина с подзаголовком «Вариации и тема» (1973), Фортепианный концерт Шнитке (1979), «Размышление на хорал И.С. Баха "И вот я пред троном Твоим"» Губайдулиной (1993). К ним может быть прибавлена Пассакалия из 1 скрипичного концерта Шостаковича (1948) — см. наш анализ в разделе «Вариации на basso ostinato».
В «Иштар», с двумя основными темами, поводом к смещению полного проведения главной темы в окончание произведения послужила программа. В 3 фортепианном концерте Щедрина преодолевается стереотип формы концерта, как и формы вариаций. Сочинение многотемно, и наряду с главной темой его формование осуществляет также тема в ц.3, репризно повторяемая в ц.41. 33 вариации сложно переплетены, вплоть до их асинхронного контрапунктирования. Элементы главной темы разбросаны по всему концерту, словно осколки вазы, которые пианист «склеивает» воедино в заключительной фортепианной каденции 156
|
|
(ц.43, Тема). В Фортепианном концерте Шнитке в качестве итоговой темы (ц.40) выступает комплекс, включающий додекафонную серию в ракоходном варианте (от а), однотерцовые мажорно-минорные трезвучия, хоральный склад и речитации на одном звуке. Будучи немногозвучным, он концентрирует в себе основные элементы многочисленных тем Концерта: вст., ГП, ПП, ЭП в разработке, тему молитвы, экстатично декламируемую в репризе формы. «Размышление на хорал И.С. Баха "И вот я пред троном Твоим"» для чембало и квинтета струнных Губайдулиной — особенно четкий образец формы вариаций с темой в конце: тема здесь только одна, и она является цитатой протестантского хорала, использованного Бахом. Полная тема хорала, из всех ее четырех фраз, проводится лишь в конце произведения (ц.40), а до этого используются фрагменты хорала с их подготовкой в музыкальной ткани самой Губайдулиной.
***
Наивысшая из классических инструментальных форм — сонатная форма — рассматривается в Второй части, по истории музыкальных форм, в Гл. IX.
***
Классические инструментальные формы в основном сохранились и в XIX в. В XX в., с перерождением классической гармонико-метрической основы формообразования, сохранили значение их общие принципы: функциональность частей в форме, принципы репризности, трехчастности, вариационности, удержались архитектонические схемы (рондо, сонатность и др.), укрепилась тематическая основа музыкальной композиции.
Литература