Происхождение «григорианского хорала»

Западная средневековая культовая монодия (в том числе и так назы­ваемый «григорианский хорал») — плод коллективного творчества многих поколений. Ее письменной фиксации предшествовали столетия устной передачи мелодий, но даже с появлением невменной записи в VIII-IХ ст. последняя не вытеснила устную культуру, а получила в ней вспомога­тельную роль, функционирующую главным образом в рамках исполни­тельских принципов устного творчества. Занимая небольшую долю в об­щем объеме средневековой музыки (синхронически), хорал тем не менее сыграл выдающуюся роль в истории музыки Европы (диахронически). Разработанная в недрах григорианской традиции система музыкальных категорий стала нормой европейского музыкального мышления после­дующих эпох, вплоть до ее возрождения в XX в.

В медиевистике принято разграничивать термины «средневековый хорал» («средневековая монодия») и «григорианский хорал» («григо­рианская монодия»). При этом более обобщенным термином считается «средневековый хорал» («mittelalterlicher Choral», «cantus planus», «plain-chant»), под которым понимается весь свод культовых песнопений, оформившихся в разных регионах Западной Европы в период IV-VII вв. Территориальная разрозненность этих регионов, а также известная их самостоятельность в отправлении литургий нашли соответственное отра­жение в названиях региональных певческих традиций Запада: римская, амвросианская, галликанская, кельтская, мозарабская. Каждая из них по отношению к «средневековому хоралу» являлась отдельной составной его частью.

Под «григорианским хоралом» тоже понимается отдельная ветвь в об­щей христианской певческой традиции Запада. Причем среди всех ре­гиональных традиций, григорианскую ветвь отличает интонационная скупость и особенная выстроенность границ музыкального целого.

«Григорианский хорал» (назван по имени папы Григория Великого) — термин, намеренно присвоенный каролингами певческому репертуару, начавшему свое формирование в империи франков в VIII-X вв. В ре-

зультате романо-франко-германского синтеза региональных традиций эта ветвь литургической певческой практики (при повышенной заинте­ресованности светских властей в ее скорейшей повсеместной адаптации на всей территории Франкской империи) сравнительно быстро приобре­ла научную систему ладовой организации певческого репертуара и стала образцом для упорядочения других региональных обрядов европейского Запада. Здесь получила свое первое научное осмысление заимствован­ная из Византии система Октоиха, а также стал складываться новый тип музыкальной формы, в котором установилась функциональная система музыкальных элементов, действующих в соответствии со строением текста. Несмотря на то, что «григорианская» ветвь в христианской пев­ческой культуре Европы была не единственной и после своего оформле­ния она продолжала параллельно сосуществовать с другими региональ­ными традициями, именно она, благодаря рационализации практики, обеспечила себе ведущее положение среди других певческих традиций Запада в Средние века. Эту свою позицию в канонической культуре Европы «григорианская» традиция сохраняет и по сей день.

Исторический путь развития средневекового хорала насчитывает три этапа: устный, подчиненный стихийным формульным влияниям (овладение певческими навыками происходило исключительно «с голо­са»); полуустный — превративший формульность из неосознанных му­зыкальных средств в функциональную систему музыкальных элементов (закрепленность формул в организации мелодики строфы и полустрофы стала как бы правилом композиции); письменный — сверхраспетый этап, где формульность ушла на второй план, уступив свое место прак­тике исполнения хорала по заданному нотированному тексту. Все отме­ченные этапы можно проследить в каждой региональной традиции. Од­нако их хронология не всегда будет совпадать.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: