Западная средневековая культовая монодия (в том числе и так называемый «григорианский хорал») — плод коллективного творчества многих поколений. Ее письменной фиксации предшествовали столетия устной передачи мелодий, но даже с появлением невменной записи в VIII-IХ ст. последняя не вытеснила устную культуру, а получила в ней вспомогательную роль, функционирующую главным образом в рамках исполнительских принципов устного творчества. Занимая небольшую долю в общем объеме средневековой музыки (синхронически), хорал тем не менее сыграл выдающуюся роль в истории музыки Европы (диахронически). Разработанная в недрах григорианской традиции система музыкальных категорий стала нормой европейского музыкального мышления последующих эпох, вплоть до ее возрождения в XX в.
В медиевистике принято разграничивать термины «средневековый хорал» («средневековая монодия») и «григорианский хорал» («григорианская монодия»). При этом более обобщенным термином считается «средневековый хорал» («mittelalterlicher Choral», «cantus planus», «plain-chant»), под которым понимается весь свод культовых песнопений, оформившихся в разных регионах Западной Европы в период IV-VII вв. Территориальная разрозненность этих регионов, а также известная их самостоятельность в отправлении литургий нашли соответственное отражение в названиях региональных певческих традиций Запада: римская, амвросианская, галликанская, кельтская, мозарабская. Каждая из них по отношению к «средневековому хоралу» являлась отдельной составной его частью.
|
|
Под «григорианским хоралом» тоже понимается отдельная ветвь в общей христианской певческой традиции Запада. Причем среди всех региональных традиций, григорианскую ветвь отличает интонационная скупость и особенная выстроенность границ музыкального целого.
«Григорианский хорал» (назван по имени папы Григория Великого) — термин, намеренно присвоенный каролингами певческому репертуару, начавшему свое формирование в империи франков в VIII-X вв. В ре-
зультате романо-франко-германского синтеза региональных традиций эта ветвь литургической певческой практики (при повышенной заинтересованности светских властей в ее скорейшей повсеместной адаптации на всей территории Франкской империи) сравнительно быстро приобрела научную систему ладовой организации певческого репертуара и стала образцом для упорядочения других региональных обрядов европейского Запада. Здесь получила свое первое научное осмысление заимствованная из Византии система Октоиха, а также стал складываться новый тип музыкальной формы, в котором установилась функциональная система музыкальных элементов, действующих в соответствии со строением текста. Несмотря на то, что «григорианская» ветвь в христианской певческой культуре Европы была не единственной и после своего оформления она продолжала параллельно сосуществовать с другими региональными традициями, именно она, благодаря рационализации практики, обеспечила себе ведущее положение среди других певческих традиций Запада в Средние века. Эту свою позицию в канонической культуре Европы «григорианская» традиция сохраняет и по сей день.
|
|
Исторический путь развития средневекового хорала насчитывает три этапа: устный, подчиненный стихийным формульным влияниям (овладение певческими навыками происходило исключительно «с голоса»); полуустный — превративший формульность из неосознанных музыкальных средств в функциональную систему музыкальных элементов (закрепленность формул в организации мелодики строфы и полустрофы стала как бы правилом композиции); письменный — сверхраспетый этап, где формульность ушла на второй план, уступив свое место практике исполнения хорала по заданному нотированному тексту. Все отмеченные этапы можно проследить в каждой региональной традиции. Однако их хронология не всегда будет совпадать.