Огромное значение

С.Т. Щацкий

Содержание профессионального образования структурировано не только по уровням и ступеням, но и по профессиям, специальностям и направлениям, которые для каждого уровня устанавливаются определенными нормативными документами, такими, как Перечень профессий и специальностей – на уровне начального профессионального образования (НПО); классификатор специальностей – на уровне среднего профессионального образования (СПО); Перечень направлений подготовки и специальностей – на уровне высшего профессионального образования (ВПО).

В Перечне профессий и специальностей НПО профессии «ранжированы» по ступеням квалификации, что регламентирует объем и соотношение общего и профессионального образования, требуемого для их освоения. Применительно к каждой профессии определены минимальные (базовые) сроки обучения, возможные специальности.

Классификатор специальностей СПО систематизирует специальности подготовки специалистов данного уровня по группам родственных специальностей.

На уровне ВПО Перечень состоит из двух частей:Перечня направлений подготовки бакалавров и магистров и Перечня специальностей.

Такая структура Перечня отражает структуру ВПО, которая в настоящее время имеет две самостоятельные ветви:

профессионально ориентированное (т.е. ориентированное на конкретную профессию) высшее образование, содержание которого дифференцировано по специальностям. Это традиционная, сложившаяся еще в советский период моноступенчатая модель высшего образования;

наукоориентированное высшее образование, которое включает две ступени – бакалавриат и магистратуру. Это новая, многоуровневая модель высшего образования, которая введена с ориентацией на зарубежный опыт и не предполагает подготовку обучающегося к конкретной профессиональной деятельности, поэтому содержание образования дифференцируется по направлениям подготовки, выделенным в соответствии с областями наук.

Перечни специальностей и направлений подготовки устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ.

Содержание образования каждого уровня, согласно Закону РФ «Об образовании», определяется соответствующей образовательной программой. Однако понятие «образовательная программа», хотя оно и было введено законом, в сфере профессионального образования по существу не является нормативным, поскольку такой документ в образовательной практике учреждений НПО, СПО и ВПО не используется.

Силу нормативного документа на этих уровнях образования имеет государственный образовательный стандарт (ГОС), также получивший правовое закрепление в Законе РФ «Об образовании», согласно которому порядок разработки, утверждения и введения государственных образовательных стандартов определяется Правительством РФ.

ГОСы включают несколько компонентов: федеральный, национально-региональный и компонент образовательного учреждения. Федеральный компонент ГОСа определяет в обязательном порядке обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников.

ГОС среднего профессионального образования (утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 августа 1995 г. № 821) устанавливает:

1) структуру среднего профессионального образования, документы государственного образца о среднем профессиональном образовании;

2) общие требования к основным профессиональным образовательным программам среднего профессионального образования и условиям их реализации;

3) общие нормативы учебной нагрузки обучающихся образовательного учреждения среднего профессионального образования и ее объем;

4) общие требования к перечню специальностей среднего профессионального образования;

5) порядок разработки и утверждения государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по конкретным специальностям среднего профессионального образования в качестве федерального компонента;

6) правила государственного контроля за соблюдением требований стандарта.

ГОСы высшего и послевузовского профессионального образования, согласно Закону РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», включают в себя:

1) общие требования к основным образовательным программам высшего и послевузовского профессионального образования;

2) требования к обязательному минимуму содержания основных образовательных программ высшего и послевузовского профессионального образования, к условиям их реализации, в том числе к учебной и производственной практике и итоговой аттестации выпускников, уровню подготовки выпускников по каждому направлению подготовки (специальности);

3) сроки освоения основных образовательных программ высшего и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

4) максимальный объем учебной нагрузки обучающихся.

ГОСы фактически являются теми нормативными документами, на основании которых осуществляется организация образовательного процесса в учреждениях профессионального образования.

При этом следует отметить, что ГОСов послевузовского образования на сегодняшний день не существует. Единственным нормативным документом, регламентирующим содержание послевузовского образования, является реестр научных специальностей.

Образовательные программы дополнительного профессионального образования (ДПО), т.е. повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов, разрабатываются, утверждаются и реализуются образовательным учреждением с учетом потребностей заказчика, а также требований к содержанию образовательных программ, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим проведение единой государственной политики в области ДПО.

В настоящее время действуют Требования к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 18.06.1997 г. № 1221. В соответствии с этим юридическим документом, базовыми требованиями к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ являются:

– соответствие квалификационным требованиям к профессиям и должностям;

– преемственность по отношению к государственным образовательным стандартам высшего и среднего профессионального образования;

– ориентация на современные образовательные технологии и средства обучения;

– сроки освоения основных образовательных программ высшего и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

– максимальный объем учебной нагрузки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: