Список источников и литературы

1. Алексеева Л.М. «Третий сектор» и власть // Общественные науки и современность. 2002. №6. С. 52–53.

2. Власть, бизнес и гражданское общество М., 2003. С. 193.

3. Сунгуров А.Ю. Модели взаимодействия органов государственной власти и структур гражданского общества: российский опыт [Электронный документ]. URL: http://www.civisbook.ru/files/File/Sungurov_struktury.pdf (дата посещения – 10.02.2014).

4. Якобсон Л.И. Санович С.В. Смена моделей российского третьего сектора: фаза импортозамещения // Общественные науки и современность. М., 2009. №4. С. 31.

Ивонин А. С.Ó

ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ВЛАСТИ И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ С НЕКОММЕРЧЕСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ (НА ПРИМЕРЕ ПЕРМСКОГО КРАЯ)

В современной России происходит процесс становления гражданского общества. Если в СССР все общественные институты были подчинены партийным органам и исполняли функции «приводных ремней», то в новой России они получили большую степень автономности от государства, что свидетельствует о важной роли именно гражданских инициатив и усилении роли гражданского активизма в жизни государства. Однако следует признать, что существование двух секторов – государственного и общественного, друг без друга становится малопродуктивным, и дальнейшее развитие гражданского общества в России просто невозможно без формирования в государстве межсекторного взаимодействия. Здесь ученые-исследователи выделяют три сектора внутри государства: органы государственной власти и местного самоуправления (первый сектор), коммерческие предприятия (второй сектор) и некоммерческие и общественные организации (третий сектор). В литературе понятие третьего сектора плотно закрепилось за некоммерческими организациями, но такое наименование носит скорее условный характер.

Несмотря на достаточную изученность темы, актуальность её в контексте современных российских административно-политических реалий (как то продолжающаяся административная реформа, бюджетная реформа, реформа пенитенциарной системы и др.) не вызывает сомнений: взаимодействию органов власти различных уровней и некоммерческих организаций уделяется особое внимание в силу признания со стороны органов власти необходимости и качества получаемой от общественных организаций «обратной связи», их экспертного потенциала и т.д. Однако политическая конъюнктура вносит определенные коррективы и усложняет процесс взаимодействия. Типичный пример здесь недавний, так называемый, закон «об иностранных агентах», который дифференцирует каналы, механизмы и характер изучаемых взаимодействий.

В данной статье мы предпримем попытку создания классификации форм взаимодействия некоммерческих организаций и органов государственной власти и местного самоуправления по характеру отношения к последним. Данная классификация улучшит понимание политической ситуации и позволит понять, в какой степени политической зависимости может находиться та или иная некоммерческая организация.

Проведенный анализ источниковой базы, а также специальные методы исследования (включенное наблюдение) позволяют нам выделить следующие формы взаимоотношений некоммерческих организаций с органами государственной власти.

Первой формой являются отношения конфронтации. Данные отношения характеризуются столкновениями желаемых интересов некоммерческих организаций с органами государственной власти. В деятельности некоммерческих организаций органами надзора и контроля обычно находятся нарушения: проведения или организация мероприятий, не соответствующих уставным целям организаций (политическая, экстремистская, незаконная образовательная деятельность и др.). Органы власти могут «перекрывать кислород» на проведение митингов, манифестаций и прочих мероприятий. Провластные СМИ муссируют скандалы, связанные с данными организациями и их деятельностью.

Второй формы можно назвать отношения партнёрства. Данные отношения характеризуются отсутствием явной конфронтации между объектами политического процесса. Руководители или представители некоммерческих организаций участвуют в деятельности органов государственной власти: могут работать по совместным проектам, участвовать в деятельности координационных и совещательных органов, проводить общественные экспертизы, участвовать в общественных слушаниях и т.д.

Третьей формой мы выделяем лояльность действующей власти. Данные отношения характеризуются низким интересом органов государственной власти к мероприятиям организаций и даже фактическим невмешательством в деятельность организаций. Фактическая деятельность организации в некоторых случаях отличается от заявленных уставных целей организации, однако, как уже было сказано выше, санкции органов власти к данным некоммерческим организациям относительно минимальны. Причиной этого можно назвать именно лояльную позицию организации к деятельности исполнительных органов власти региона и/или низкий интерес органов власти к организации.

Отношения подчинения является четвёртой формой. Здесь наблюдается тесная связь с органами власти, в том числе, выстроенная по общему сценарию, устанавливаемому самими органами власти. Суть такого отношения состоит в том, что сами некоммерческие организации сильно зависимы от органов власти (по большей части здесь усматривается материальная зависимость, чуть меньше – влияние административного ресурса). Вступление в открытую конфронтацию в данном случае не рассматривается, однако можно говорить об «управляемой» критике государственной региональной политики.

Отдельной формой является конфликт как причина взаимодействия властей и некоммерческих организаций. В своей деятельности некоммерческие организации могут делать акцент на исключительность своего положения, активно использовать информационные поводы из СМИ для обоснования некоторых неправомерных действий в адрес своих организаций. В некоторых случаях некоммерческими организациями используется метод политического шантажа как механизм воздействия на органы власти, используя в том числе ресурсы из других регионов (материальные, информационные, политические и др.).

Теоретически можно выделить и такую форму как отсутствие взаимодействия с органами власти. Суть заключается в том, что определённые некоммерческие организации существуют как таковые, но своей деятельностью они особого влияния на органы государственной власти не оказывают. В уставах данных организаций, как правило, нет целей, связанных с правозащитной деятельностью или воздействием на социальную политику в регионе. В качестве примеров здесь можно привести различные досуговые некоммерческие организации, как то общества любителей чтения, общества собаководов, околоспортивные организации и т.д.

Примечательно, что в зависимости от той или иной политической ситуации в регионе или стране принадлежность некоторых некоммерческих организаций к определённым формам отношений может меняться.

Органам власти приходится существовать в совокупности всех форм взаимодействия с некоммерческими организациями. Очевидно, что тренд на подчинение и выстраивание исключительно отношений лояльности не может быть превалирующим в силу потенциального закрытия каналов «обратной связи» для органов власти. При этом органы власти не могут действовать в условиях постоянной конфронтации с некоммерческими организациями, которая, очевидно, также негативно сказывается на эффективности работы органов власти. Мы можем сделать вывод о необходимости наличия гибких стратегий и форм взаимодействия органов власти с некоммерческими организациями. Некоторым упрощением данных взаимодействий может стать их рационализация, введение административных и правовых стандартов реагирования органов власти на запросы со стороны общественных объединений. Данный подход позволит максимально исключить политическую составляющую из взаимодействий рассматриваемых субъектов.

Развитие института некоммерческих организаций, их деятельность в современных условиях говорит об изменчивости отдельных аспектов в выстраивании взаимодействия с органами государственной власти; и чем дальше происходит развитие некоммерческого сектора, тем больше проблемных моментов встречается в выстраивании межсекторного взаимодействия.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: