Секция 6. «символическая политика»

Шелудков А. В.Ó

АКТУАЛЬНЫЕ КОНТЕКСТЫ СОЦИАЛЬНОГО
КОНСТРУИРОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ИЗМЕНЕНИЯ КЛИМАТА

Изменение климата и его последствия представляют собой один из глобальных вызовов современности. Более двадцати лет переговоров в этой области не привели к созданию эффективных международных механизмов решения проблемы: разрыв между необходимыми и реальными сокращениями выбросов парниковых газов продолжает стремительно расти. Государства сталкиваются с классическими проблемами принятия коллективных решений, включая «фрирайдерство», коалиционное противостояние и т.д. Провал Копенгагенского соглашения 2009 г. и отказ ряда стран от участия во втором периоде обязательств Киотского протокола продемонстрировали нам тот факт, что оптимальная формула международного сотрудничества в области борьбы с изменением климата и его последствиями еще не найдена. В 2011 г. в Дурбане было инициировано создание нового глобального соглашения по климату. Его подписание запланировано на 2015 г., однако пока на переговорах продемонстрирован лишь незначительный прогресс. По выражению финского дипломата, переговоры по климату представляют собой «blame-game» – игру с нулевой суммой, которая, в конечном счете, грозит обернуться проигрышем для всех [4]. Главный раскол проходит по линии развитые/развивающиеся государства.

Следует учесть, что как предмет международных переговоров по климату, так и их архитектура были выстроены еще в начале 1990-х гг. Краеугольным камнем международного климатического режима остается Рамочная конвенция ООН об изменении климата 1992 г.

В данной работе автор рассматривает проблему антропогенного изменения климата как социально сконструированное явление. Он анализирует актуальные контексты, в которых формировался климатический режим в конце 1980-х – 1990-е гг., а также современные условия его трансформации. Цель автора – выявить скрытые, но ключевые для социального конструирования проблемы изменения климата дискурсы, механизмы конструирования и акторов, принимающих в этом активное участие. Методологическую основу работы составили теории постмодернизма – историзм М. Фуко, концепты «дискурсивной борьбы» Э. Лаклау и Ш. Муфф, «дискурс-коалиций» М. Хайера.

Исследование показало, что формирование климатической проблемы в конце 1980-х – начале 1990-х гг. происходило на фоне более общих дискуссий о путях социально-экономического развития мира, приведших к появлению т.н. концепции «устойчивого развития» (УР). Борьба за определение того, что есть «устойчивое развитие» и каковы пути к его достижению, составили главный контекст секьюритизации вопроса об изменении климата. Противостояние экономико-технократического [1] и радикально-экологического [5] дискурсов вокруг УР завершилось победой первого, оформленной решениями Конференции ООН в Рио-де-Жанейро в 1992 г. В качестве приоритетных на мировой повестке дня были поставлены проблемы бедности и экономического разрыва между странами «Севера» и «Юга» (проблема несправедливого распределения ресурсов). Эти положения нашли отражение в закрепленном в Рамочной конвенции ООН об изменении климата принципе «общей, но дифференцированной ответственности» государств, жестком делении стран на развитые (бравшие обязательства) и развивающиеся (освобожденные от обязательств ради развития) [2: Ст. 3]. В конечном счете, это определило и блоковый характер текущих переговоров.

Сегодня проблемы развития остаются в центре международных переговоров по климату. Позиция развивающихся стран строится на старом тезисе о приоритете социально-экономического развития перед экологическими проблемами. Развитые страны, ссылаясь на технологический прогресс и новые экономические реалии, стремятся уйти от этого противопоставления. Борьба с изменением климата и его последствиями рассматривается ими как часть развития («экомодернизация»), да и само глобальное потепление все чаще как «фундаментальная экономическая угроза» [3].

Противники и сторонники борьбы с изменением климата используют различные практики легитимации собственной позиции и делегитимации позиции оппонентов, активно привлекают символический ресурс, включая апеллирование к образам прошлого (борьба колоний за независимость), моральному долгу (забота о будущих поколениях, глобальная ответственность, планета как «общий дом»), различные трактовки понятия «справедливость» и т.д.

Если к 2015 г. международному сообществу все же удастся преодолеть раскол и переформатировать переговорный процесс в целях создания единого для всех соглашения об ограничении выбросов, это, на наш взгляд, будет означать и коррекцию идеологии Рио – концепции «устойчивого развития», выступающей в качестве парадигмы решения глобальных экологических проблем. Эта коррекция предполагает включение «экомодернизации» в качестве неотъемлемого условия «устойчивого развития». Таким образом, решение климатической проблемы станет возможным в рамках доминирующего экономико-технократического дискурса без привлечения радикальных «зеленых» идей.

Список источников и литературы:

1. Доклад Всемирной комиссии по вопросам окружающей среды и развития, 1987. URL: http://www.un.org/ru/ga/pdf/brundtland.pdf (дата обращения: 09.08.2013).

2. Рамочная конвенция ООН об изменении климата, принята 9 мая 1992. Ст. 2. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/climate_frame­work_conv.shtml (дата обращения: 02.10.2013).

3. Statement at the opening of the high-level segment of COP19 by Connie Hedegaard on behalf of the EU and its 28 Member States, Warsaw, 19 November 2013. URL: https://unfccc.int/files/meetings/warsaw_nov_2013/statements/applica­tion/pdf/cop19_hls_european_union.pdf (дата обращения: 20.03.2014).

4. Statement by Mr. Ville Niinisto, Minister of the Environment of Finland at the 19th Conference of the Parties of the UN Framework Convention on Climate Change and CMP9 of the Kyoto Protocol. 20 November 2013, Warsaw, Poland. URL: https://unfccc.int/files/meetings/warsaw_nov_2013/statements/application/pdf/
cop19_hls_finland.pdf (дата обращения: 20.03.2014).

5. The Limits to Growth: A Report to the Club of Rome, 1972. URL: http://www.donellameadows.org/wp-content/userfiles/Limits-to-Growth-digital-scan-version.pdf (дата обращения: 25.08.2013).

Лукъянцев А. С.Ó

ФОРМИРОВАНИЕ ИМИДЖА
ПОЛИТИЧЕСКОГО ЛИДЕРА СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Политические отношения сегодня пронизаны нитью различных взаимодействующих структур, и каждому актору политики необходимо грамотно реагировать на вызовы современности. Для того чтобы стать политическим лидером, за которым бы пошли массы, существует потребность в обладании благосклонными внутренними и внешними характеристиками, способными убедить электорат в искренности и истинности суждений, излагаемыми кандидатом. Определено, что «имидж политического лидера – это цельное образование, которое зависит как от субъективных характеристик и факторов (например, личностные качества и психологические свойства), так и от объективных условий – социокультурных, экономических – функционирования лидера и его окружения» [4]. В связи с этими факторами становится очевидным, что для качественного продвижения кандидата как эффективного политика, необходимо соблюдение принципов современной имиджелогии. Для России в реалиях сегодняшнего дня важны аспекты, касающиеся различных трендов в формировании имиджа лидера.

Сформировать в глазах общественности привлекательный имидж политического деятеля сегодня – это задача для высококвалифицированных специалистов, профессионально подготовленных политологов. Обладая наиболее достоверными знаниями об электоральной активности, запросах и трендах, политические технологи имеют широкий набор возможностей при создании и продвижении политического продукта как целостной системы элементов: отдельно взятый кандидат, его поведение, внешность, биография, программа действий и другие черты, обосновывающие выбор людей и их доверие. Для получения доверия, политический лидер и его команда должны выстраивать благоприятные, максимально открытые связи с общественностью (public relations). Они «могут способствовать созданию условий взаимного доверия, взаимности и взаимодействия» [7]. Это непосредственно влияет на формирование позитивного, нейтрального либо негативного имиджа политика.

Современная политическая ситуация в России требует от кандидата, идущего в политику, быть эффективным, открытым и разносторонне образованным, готовым к оперативному принятию верных политических решений. Как уже отмечалось ранее, важным аспектом является следование за трендами, но при этом, команда политика должна учитывать то, что ей необходимо двигаться не только вслед, но и играть на опережение. Сегодня многие ждут решительных действий со стороны властных структур, т.е. предложений новых трендов, способствующих эффективному развитию.

Одним из современных трендов политической коммуникационной сферы является опубликование основной информации в новостных лентах социальных сетей и ведение блога, т.е. степень открытости политика в Интернете. Это является немаловажным фактором в выстраивании позитивного диалога с наиболее мобильной частью общества – молодежью, т.к. «зачастую тот или иной идеологический выбор определяется кратковременной модой на определенную позицию в конкретной молодежной среде и, стало быть, может быстро меняться при переходе молодого человека из одной коммуникационной группы («тусовки») в другую» [3].

Благодаря эффективному и своевременному использованию информационно-коммуникационных технологий, политический лидер имеет возможность увеличения своего электорального рейтинга среди молодежи и аудитории, активно пользующейся Интернет-технологиями. Компания TNS, исследующая степень потребления масс-медиа услуг, определила, что аудитория Интернета в России составляет 65,3 млн. человек [6]. Это значит, что политическому лидеру необходимо подтверждать свою активность в Интернет-пространстве и использовать новые приемы связей с общественностью.

Следующий тренд, оказывающий, на наш взгляд, значительное влияние на имидж политического лидера – это всеобъемлющий отказ от традиционных стереотипов советского партийного функционера. Так, жизнь и работа политика становится менее формализованной по отношению к обычному гражданину. Полный отказ от данной традиции еще не получил широкого проявления, но постепенно политический лидер говорит народу: «Я такой же, как и Вы. Мы вместе». Осенью 2012 г. в эфир НТВ попал репортаж о повседневной жизни Президента РФ [5], а в мае 2013, в продолжение данной темы, телеканал снял репортаж о рабочем дне Председателя Правительства РФ [2]. Это, конечно, не является всецелым показателем стремления приблизить себя к народу, но это огромный шаг вперед, к развитию в целом отношений доверия и взаимного социального партнерства между гражданином и политиком.

Хотим также обратить внимание на то, что современная имиджелогия в России должна строиться на действенных принципах, способных качественно влиять на электоральные настроения и поведение, доверие избирателей и формирование позитивного образа современного российского политика. Третьим трендом мы выделяем участие политика в мероприятиях, перформансах. Георигий Почепцов, теоретик в сфере пиара говорит, что «перформансы можно рассматривать как социальный речевой акт, задача которого состоит в максимальном усилении воздействия по всем каналам» [1].

Подобные события – есть стратегический шаг вперед к лоббированию собственных интересов, продвижения себя как успешного политического лидера, способного убедить других в искренности и серьёзности своих побуждений. Так, все большую популярность набирают мероприятия в формате «живого» общения политика и заинтересованных групп на различных уровнях: от Президента и Председателя Правительства РФ до руководителей субъектов и муниципалитетов РФ. Важно, что перформансы – это важное практическое и конкретное действие, транслирующее прямое воздействие политика и его намерения на окружающие его социальные группы.

Таким образом, в последнее десятилетие российская политическая система перешла на новый этап своего развития в сфере имиджелогии выстраивания качественных связей с общественностью. Надеемся, что и в дальнейшем имидж политического лидера будет продолжать формироваться с учетом потребностей общества, которому служит политик. Это является важной составляющей цельного представления о политическом лидере его электората, от чьего имени он непосредственно осуществляет свою деятельность.

Список источников и литературы:

1. Почепцов Г.Г. Паблик Рилейшнз для профессионалов. Изд-е 6-е, доп. М.: Рефл-бук; Киев: Ваклер, 2005. 624 с.

2. Интервью Д.А. Медведева «Центральному телевидению» [Электронный ресурс]. URL: http://ria.ru/trend/Medvedev_ntv_interview_26052013/ (дата обращения 31.01.2014)

3. Молодежь новой России: образ жизни и ценностные ориентиры. Аналитический доклад. РАН. Институт социологии. М., 2007.

4. Политическая имиджелогия / под ред. А.А. Деркача, Е.Б. Перелыгиной и др. М.: Аспект Пресс, 2006. 400 с.

5. «Центральное телевидение» в гостях у В.В. Путина [Электронный ресурс]. URL: http://www.ntv.ru/novosti/348821/ (дата обращения 31.01.2014)

6. TNS web-index: аудитория Интернет-проектов. Результаты исследования: декабрь 2013г. [Электронный ресурс]. URL:http://tns-global.ru/services/
media/media-audience/internet/information/?arrFilter_pf %5BYEAR %5D=2013&
set_filter= %D0 %9F %D0 %BE %D0 %BA %D0 %B0 %D0 %B7 %D0 %B0 %D1 %82 %D1 %8C&set_filter=Y (дата обращения: 31.01.2014г.)

7. Sommerfeldt E.J. The civility of social capital: Public relations in the public sphere, civil society, and democracy. Public Relations Review (2013)


СЕКЦИЯ 7. «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА
И УПРАВЛЕНИЕ»

Шафигуллин Р. М.Ó

ПРОБЛЕМА СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ
ЭЛЕКТРОННОЙ ДЕМОКРАТИИ НА ПРИМЕРЕ СУБЪЕКТОВ РФ

Привлечение основной массы населения к участию в политическом процессе страны и предоставление ему необходимой объективной информации о существующих политических курсах всегда являлось одной из главных проблем демократических режимов. Тем не менее, в последние десятилетия в жизни общества возрастает роль Интернета, который, в свою очередь, приводит к возникновению такого явления, как электронная демократия. С каждым годом она играет всё большую роль в политических процессах демократических стран, что обусловлено следующими факторами:

1. Доступ к альтернативной информации.

2. Расширение возможностей влияния на политический процесс.

3. Возможность самоорганизации индивидов.

4. Возможность получение государственных услуг гражданами через Интернет.

В данной работе проанализировано функционирование электронной демократии в части субъектов Приволжского федерального округа Российской Федерации. Основаниями для сравнения данных кейсов являются следующие факты: все субъекты обладают высокой долей городского населения, в субъектах преобладает работоспособное население, субъекты обладают высокими экономическими показателями, все субъекты относятся к единому региону.

Основным методом данной работы является метод кросс-регионального сравнения: используется стратегия сравнения группы объектов, схожих по ряду показателей.

При написании данной работы были использованы две основные группы литературы. Первая – это труды, в которых отражены отечественные теории электронной демократии. Она представлена такими авторами, как В.И. Дрожжинов, Л.М. Волков, Ф.Г. Крашенинников – данная группа позволяет определить специфику функционирования электронной демократии в РФ и странах СНГ, а также получить необходимый категориальный аппарат для проведения исследования. Вторая – это работы, которые дают нам критерии для проведения сравнительного исследования. В первую очередь, они позволяют определить составные части электронной демократии, такие как электронное правительство, открытое правительство и открытое законодательство. Также в них раскрываются основные стадии коммуникационного взаимодействия органов власти с населением. В частности, к этой группе можно отнести работы под авторством И.З. Харченко, С. Клифта, Ю.С. Попкова, В.И. Тищенко.

На основании работ В.И. Дрожжинова, Л.М. Волкова, Ф.Г. Крашенникова электронную демократию определяется как некий механизм, который обеспечивает постоянное измерение уровня поддержки избранного кандидата избирателями, позволяет преодолеть проблему ограниченной компетенции электората и раскрывает информацию о политическом процессе, делая её доступной широкому кругу лиц. В целом, авторы полагают, что, несмотря на ценность всех этих характеристик по отдельности, облачная демократия будет работать наиболее эффективно при их комбинировании. Таким образом, она получит лучшие черты как прямой, так и представительной модели демократии: «В нашей идеальной модели облачной демократии избиратели выбирают себе представителей по каждому из важных для них вопросов, имеют исчерпывающие сведения об их компетенциях по соответствующим вопросам и получают полную информацию о том, как представители реализуют их законные интересы. Основываясь на полной, открытой и общедоступной информации, избиратели поддерживают живую обратную связь со своими представителями» [1].

И.З. Харченко также выделяет следующие основные принципы электронной демократии, без которых она не может быть реализована: доступность, интерактивность, партиципаторность и согласованность [3].

В работе также определяется, что электронное правительство, открытое правительство и открытое законодательство соотносятся с электронной демократией как части и целое.

В самом сравнительном анализе определяется уровень электронной демократии в субъектах ПФО.

Поскольку к системе государственной власти в субъектах РФ традиционно относятся законодательный и исполнительный органы [2], оценка уровня электронной демократии проводится на основе анализа сайтов данных структур. Каждый субъект получает оценку от 0 до 4-х, где. Оценка 0 выставляется лишь в том случае, если органы законодательной и исполнительной власти субъекта не представлены в Интернете. Полбалла приписывается субъекту по следующим основаниям (за законодательную и исполнительную власть в отдельности):

– Наличие сайта/сайтов, представляющих органы законодательной, исполнительной власти субъекта.

– Контент сайта обновляется не реже чем раз в месяц, последнее обновление сайта было произведено в течение последнего месяца.

– Наличие возможности скачать документы и нормативно-правовые акты, так или иначе касающиеся деятельности рассматриваемого органа власти.

– Наличие реальной возможности обратной связи с органом власти или его представителем.

В некоторых случаях (нерабочие ссылки, неудобный интерфейс, сбои в работе сайта) баллы могут сниматься.

В ходе анализа ряда субъектов ПФО в работе делаются следующие выводы:

1. Электронная демократия с каждым годом оказывает всё большее влияние на политические процессы Российской Федерации.

2. Функционирование электронной демократии в различных субъектах РФ неоднородно.

3. Одной из главных проблем электронной демократии в субъектах РФ является неразвитость функции обратной связи.

Список источников и литературы:

1. Волков Л.М., Крашенинников Ф.Г. Облачная демократия [Электронный ресурс]. URL: http://cdem.ru/ (дата обращения 15.11.13).

2. Пикулькин А.В. Система государственного управления. [Электронный ресурс]. URL: http://www.bibliotekar.ru/upravlenie-6/index.htm (дата обращения 25.03.14).

3. Харченко И.З. Электронная демократия как модель улучшения политического участия граждан: зарубежный опыт // Вестник Пермского государственного университета. 2013. №3.

Вавилова В. В.Ó

ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНО ОПАСНЫХ АДДИКЦИЙ
В ПУБЛИЧНОЙ ПОВЕСТКЕ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Человек в обществе пользуется не абсолютной свободой: его действия ограничены социальными нормами. Сообщество устанавливает границы дозволенного поведения, как в отношении других людей, так и собственного организма – политика в области здравоохранения, к примеру, предписывает индивиду принимать определённые лекарства и запрещает употреблять другие. Таким образом, возникает явление «социально опасных аддикций» (далее СОА) – регулярное употребление людьми веществ (наркотики, алкоголь, табак), которые, по общественному мнению, вызывают зависимость и вредны для здоровья индивида и окружающих его людей.

В медицинских науках, как правило, не выделяют отдельно феномена СОА, рассматривая каждое явление отдельно или их взаимовлияние, или же выделяют в качестве таковых разные болезни в соответствии с особенностью проявления зависимости, симптоматикой и т.д. В социологических исследованиях СОА приравниваются к девиации, часто ставятся вопросы об предотвращении роста данной девиации, в т.ч. законодательным путём, пропаганде здорового образа жизни, адаптации зависимых людей [2]. В социологии СОА чаще, чем в медицинских науках, рассматриваются в комплексе или как явления одного класса, связанные с девиантным поведением. Однако, медицинские и социологические исследования СОА остаются в рамках политики здравоохранения: исследуется насколько эффективно политические решения «противостоят» распространению СОА.

Новизна данного исследования в использовании инструментов политических наук, политической оценке политических решений в области СОА (такие исследования есть, но они рассматривают СОА по отдельности) [1]. В связи с законодательным запретом (ограничением) производства, хранения, распространения и употребления определённых веществ (наркотики, алкоголь, табак) социально опасные аддикции (наркомания, алкоголизм, потребление табака) становятся частью публичной повестки. В этом аспекте данное исследование отличатся от медицинских и социологических работ, так как не затрагивает психологических, поведенческих составляющих аддикций, в результате чего объектом исследования являются те СОА, которые являются частью публичной повестки и не затрагиваются аддикции, которые не входят в публичную повестку (например, интернет-зависимость, зависимость от еды, компьютерных игр и т.д.).

Специфика российской политики в том, что значительную роль в определении публичной повестки играет государство: социальные проблемы становятся причиной политических решений благодаря или вопреки действиям государственных органов власти. Можно предположить, что государственные акторы также доминировали при включении социально опасных аддикций в публичную повестку. Какие акторы поддерживали, а какие противились принимаемым политическим решениям? Какие мотивы двигали различными акторами?

Таким образом, целью исследования является: выявление факторов принятия политических решений в отношении социально опасных аддикций в современной России

Соответственно, предстоит решить следующие задачи:

– определить и охарактеризовать инициаторов внесения СОА в публичную повестку;

– определить «контекст» принимаемых решений в области СОА;

– выявить характеристики «подсистемы» (констелляция акторов, их когнитивные характеристики, институты взаимодействия).

Процесс принятия политических решений будет рассматриваться с точки зрения модели «политико-управленческих потоков» Джона Кингдона – процесс принятия политических решений распадается на три параллельно сосуществующих потока: «поток проблем», «поток решений» и «политический поток». Для того, чтобы какое-либо политическое решений было принято, необходимо возникновение «окна возможностей», когда три потока смогут слиться воедино.

В качестве инструмента анализа используется сравнительно-ориентированное case study: политика в области СОА в современной России (постсоветский период) будет рассматриваться как единое целое. Политические решения принимаются по отдельным аддикциям, однако их связывает сходство принимаемых решений (запрет, ограничение изготовления, продажи, употребления в определённых местах и т.д.).

Предметом исследования являются не все решения, принятые в России в отношении СОА, а те, которые вышли за пределы политико-управленческой повестки и вошли в публичную повестку:

1. Наркомания:

a. Запрет кодеинсодержащих препаратов;

b. Реабилитационные центры («Дело Ройзмана»);

2. Алкоголизм:

a. Ограничение территории и времени продажи;

b. Появление решений против «пивного алкоголизма»;

3. Табакокурение:

a. «Антитабачный закон».

Анализ данных инициатив показал, что повестка в сфере СОА в современной России определяется государством. Внесение законопроектов происходит без поддержки «снизу», обсуждение происходит только если часть населения воспринимает новую инициативу крайне болезненно. Таким образом, перечень СОА также определяется властями: табакокурение было внесено в разряд СОА в последние годы, а интернет-зависимость, зависимость от еды не попали в область государственных решений.

Список источников и литературы:

1. Борисова Н.В. Политика по борьбе с алкоголизмом в современной России: определение повестки дня // Вестник Пермского университета. Сер. «Политология». 2012. №4. С. 107–114.

2. Григорец Ф.И. Наркотизация молодежи в российском обществе. Владивосток, 2009.

3. Назаров О.Ю. Ресурсы и модели социальной адаптации больных алкоголизмом. Н. Новгород, 2006.

4. Черкасов А.В. Социальная адаптация наркозависимых в современной России. Ростов н/Д, 2009.


СЕКЦИЯ 8. «МИРОВАЯ ПОЛИТИКА
И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ»

Тимашева К. Т.Ó

ПОЛИТИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ
МОДЕРНИЗАЦИИ СЫРЬЕВОЙ МОДЕЛИ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ

Проблема повышения эффективности управления нефтегазовым комплексом России стала вопросом не только экономических дисциплин, но и актуальной проблемой для политической науки. Важность выбранной темы обуславливается тем, что проблему модернизации нефтегазового комплекса, как правило, пытаются решать исключительно в рамках использования экономических рычагов, при этом недостаточно уделяя внимание политическим механизмам управления нефтегазовым комплексом в лице крупных корпораций.

В результате трансформации политико-экономической системы России в 1990-е гг., отечественная экономика приобрела выраженный рентоориентированный характер. Как известно, формирование доходов федерального бюджета на 45–50 % происходит за счет денежных поступлений от нефтегазового комплекса. Поэтому, социальное благополучие большинства граждан напрямую зависит от эффективного использования природной ренты. Меры по долгожданному избавлению бюджета от нефтегазовой зависимости и диверсификации экономики так и не принесли ожидаемого результата, а уровень благосостояния по-прежнему остается на невысоком уровне.

Положение, когда при стабильно высоких ценах на нефть, крайне низкими остаются темпы роста ВВП, не является парадоксальным, как это кажется на первый взгляд. Однобокая сырьевая модель больше не способна обеспечить даже формальный экономический рост. Ставка политической элиты на получаемые от нефтяного изобилия сверхдоходы позволила на длительное время укрепить позиции властной вертикали и игнорировать поступающие модернизационные импульсы.

В одном из ежегодных посланий, В.В. Путин констатировал факт исчерпания резервов сырьевой модели, всесторонней зависимости бюджета и социальной политики от «нефтяной иглы». Казалось бы, правящий класс осознал необходимость ухода от сырьевой зависимости отечественной экономики. Однако возникает вопрос, почему подкрепленные риторикой власти предпринимаемые попытки совершить технологический прорыв обернулись провалом национальных проектов, внедрения инноваций и информационных технологий, а образ России в качестве сырьевого придатка западных стран не удается скорректировать? На наш взгляд, причины российской экономической отсталости и отсутствия структурных сдвигов следует искать в политической плоскости.

Сложившаяся политико-экономическая ситуация во многом стала результатом неэффективного политического управления стратегическим субъектом – нефтегазовыми корпорациями. Идеология, которой руководствовалась власть на протяжении последних двадцати лет чрезвычайно проста. Она заключается в бесконтрольном наращивании добычи и экспорта углеводородного сырья без решения сложных инфраструктурных проблем нефтегазового сектора и соответственно, получении легких денег. К сожалению, приходится констатировать, что пресловутый тезис «ресурсного проклятия» нашел подтверждение в российской действительности. Влияние природных ресурсов при слабых политических институтах носит особенно отрицательный характер. Как отмечает В. Полтерович, доходы от разработки ресурсов в случае ресурсного бума увеличиваются столь стремительно, что становится выгоднее вкладывать средства в дележ ренты, а не в производственную деятельность [1]. Негативные последствия от рентоориентированного поведения власти отчетливо проявились в теневизации политики и экономики, политической коррупции, увеличении административных барьеров и создании привилегий для отдельных крупных кампаний. Свойственное крупным нефтегазовым корпорациям оппортунистическое поведение выражается в использовании оффшорных схем для незаконного вывоза капитала, уклонении от уплаты налогов и обналичивании денежных средств. К примеру, реальные собственники самой закрытой нефтяной компании «Сургутнефтегаз» до сих пор остаются скрытыми от общественности. Подобная деятельность чиновников и отдельных лиц в корпорациях, направленная на получение собственной пользы не имеет ничего общего с получением социально-экономических выгод населения от освоения природных ресурсов.

Консервация экспортно-сырьевой модели и неразвитые политические механизмы управления данной моделью объясняются рядом политических и экономических обстоятельств, возникших в постсоветской России:

– уменьшение контроля со стороны государственных органов и конвертация партийно-номенклатурной власти КПСС в экономическую позволило приобрести нефтегазовые предприятия по заниженной стоимости;

– в результате реализации схемы залоговых аукционов были получены акции крупнейших нефтедобывающих предприятий, а их владельцы стали открыто претендовать на участие в политическом процессе;

– после утверждения В.В. Путина в качестве преемника и провозглашения курса на «равноудаление» олигархов от власти, было положено начало новым принципам построения институциональных взаимоотношений;

– в период президентского правления Д.А. Медведева и переизбрания В.В. Путина в целом была сохранена преемственность курса во взаимоотношениях с крупным нефтегазовом бизнесом в рамках действующей логики политического обмена.

Таким образом, значительные перекосы в политическом управлении энергетическом сектором на протяжении различных этапов обусловили необходимость смены политико-экономического курса страны. В 2000-е гг. действительно ключевую роль в обеспечении экономического роста сыграло увеличение цен на энергоносители. Этот и другие благоприятные факторы способствовали на определенное время успешному осуществлению кремлевской концепции энергетической сверхдержавы. На сегодняшний день, очередное промедление государства в реализации решений по отходу от сырьевой ориентации в эпоху трансформации мировой энергетики грозит серьезными последствиями. В ближайшем будущем, транснациональные корпорации в целях доступа к природным ресурсам и инфраструктуре нефтегазового комплекса в третьих странах, будут заинтересованы в ослаблении института национального государства. Использование политических механизмов по управлению нефтегазовым комплексом должно выстраиваться властью по новой логике, которая предполагает, по нашему мнению, ряд шагов по нескольким направлениям: признание политического статуса многонационального народа как единственного источника власти и главного бенефициария природной ренты российских ресурсов; законодательное оформление лоббистской деятельности; увеличение государственной доли в капитале частных нефтегазовых компаний и перевод полученных доходов на социальные нужды. Только предприняв данные шаги, государству удастся сохранить устойчивость политической системы, и главным образом, повысить экономический рост и обеспечить национальную безопасность страны.

Список источников и литературы:

1. Полтерович В.М. Механизмы «ресурсного проклятия» и экономическая политика // Вопросы экономики. 2007. №6. С. 11.

Галиуллина Н. И.Ó


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: