Российская модель

НКО как юридическое понятие в Российской Федерации существует лишь 20 лет, равно как и понятие «некоммерческий сектор». Поэтому в законодательстве Российской Федерации, с одной стороны, достаточно подробно прописаны деятельность, виды и формы НКО (в ФЗ №7 указываются формы и виды НКО, сферы их деятельности и порядок этой деятельности подробно регламентированы), с другой – законодатель оставляет достаточную степень свободы для НКО. Исходя из этого, можно сделать вывод, что государство, на сегодняшний день, признает важную роль некоммерческого сектора, однако не имеет достаточного опыта для регулирования некоммерческого сектора в силу того, что органы власти не слишком знакомы с некоммерческим сектором в силу отсутствия опыта взаимодействия. Некоммерческий сектор в РФ, в свою очередь, лишь формируется. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что и органы власти, и некоммерческий сектор заинтересованы во взаимодействии с целью, так сказать, «знакомства друг с другом» с целью более эффективного сотрудничества.

НКО, очевидно, заинтересованы в возможностях расширения своей деятельности по примеру западных стран, тогда как государство заинтересовано в развитии некоммерческого сектора в силу того, что, как уже говорилось в первой главе настоящей работы, некоммерческий сектор в западных странах эффективно решает социальные проблемы и является значительным источником рабочих мест для граждан.

В случае заинтересованности в развитии некоммерческого сектора органы власти должны иметь стратегию развития некоммерческого сектора, которая содержала бы политику целеполагания в отношении некоммерческого сектора. С недавнего времени такая политика у органов власти федерального уровня появилась и связана она с принятием Федерального закона Федеральный закон от 05.04.2010 №40-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций", в котором было введено новое для российского законодательства понятие «социально ориентированная некоммерческая организация. Этот закон, на наш взгляд, является концепцией органов власти федерального уровня о развитии и поддержке некоммерческого сектора.

Говоря о международной практике предоставления статуса общественно полезных организаций, хочется сказать, что само понятие «социально ориентированные организации» близко распространенному в Европе статусу общественно полезных организаций, это соответствует процессу гармонизации российского законодательства с международным опытом. Однако существуют и некоторые различия: статус общественно полезных присваивается некоммерческим организациям определенным органом (регистрирующим, налоговым, специально созданным) и на определенный срок (как правило, 3–5 лет). Будучи общественно полезными, т.е. занимающимися важными и приоритетными для государства видами деятельности, организации имеют право на получение некоторых преференций, чаще всего налоговых. Перечисленные в новом российском Законе виды деятельности, которые осуществляют некоммерческие организации, претендующие на статус социально ориентированных, в целом соответствуют международному законодательству [1]. Таким образом, российская модель взаимодействия НКО и органов власти, сформулированная на федеральном уровне, имеет сходство с европейской моделью, однако привлечение региональных и муниципальных властей к активному участию в реализации программы способны, с нашей точки зрения, заложить основу для перехода к американской модели в долгосрочной перспективе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: