Демократический режим. Проблемы становления демократии в РБ

В зависимости от особенностей набора методов и средств государственного властвования различают два полярных режима – демократический и антидемократический.

Демократический режим – форма государственного устройства, при которой осуществляется правление народа. Признаки демократического режима:

– население участвует в формировании и осуществлении государственной власти посредством прямой (референдум) и представительной демократии (через выбираемые им представительные органы);

– решения принимаются большинством с учетом интересов меньшинства;

– существование гражданского общества с его развитой структурой;

– реальное осуществление правового государства;

– выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их подотчетность избирателям;

– легитимность государственной власти;

– «силовые» структуры (вооруженные силы, полиция, органы безопасности и т. п.) находятся под демократическим контролем общества, используются только по прямому предназначению, их деятельность регламентируется законами;

– доминируют методы убеждения, согласования, компромисса, сужены методы насилия, принуждения, пресечения;

– во всех сферах общественной жизни господствует закон;

– провозглашаются и реально обеспечиваются права и свободы человека и гражданина;

– в отношении хозяйствующих субъектов и граждан действует принцип «дозволено все, что не запрещено законом»;

– политический плюрализм, в том числе многопартийность, соревнование политических партий, существование на законных основаниях политической оппозиции как в парламенте, так и вне его (оппозиция выдвигает альтернативную программу, критикует власть за совершенные ошибки, контролирует ее через деятельность своих фракций и блоков в парламенте, в своей печати);

– гласность, средства массовой информации свободны от цензуры;

– реальное осуществление принципа разделения властей на законодательную (призванную принимать законы, формировать стратегию развития общества), исполнительную (призванную осуществлять принятые законы, претворять их в жизнь, проводить повседневную политику государства) и судебную (призванную выступать арбитром в случаях конфликтов, различного рода правонарушений). Демократические режимы определяют и различают не только структуры высших институтов – макроуровней власти, но и политические структуры среднего уровня. На этом основании различают три типа демократии:

1) с высокой степенью независимости подсистем – партий, профсоюзов, групп давления и т. п. (Англия, США);

2) с ограниченной автономией подсистем (Франция, Италия);

3) с малой автономией подсистем (например, Мексика).

Демократический режим является показателем творчества народных масс, передовых представителей общества и его руководства, степень прогрессивности и новаторства которого оценивается в зависимости от участия в демократических преобразованиях основной части населения.

После обретения государственной независимости в 1991г Республика Беларусь начала медленный и очень непоследовательный дрейф к демократии через реформы сверху (трансформацию). Но в силу слабости политических элит и неготовности общества идти на неизбежные социальные издержки, это движение было остановлено в середине 90-х годов установлением авторитарного персоналистского режима социал-популистской и антирыночной направленности.

Переход к демократии в любой стране зависит от характера диктаторского режима, который следует преодолеть демократическим силам, степени зрелости предпосылок народовластия, соотношения сил между властью и оппозицией, реформаторами и консерваторами в структурах власти, умеренными и радикалами в структурах оппозиции.

Как известно, форма перехода зависит от соотношения сил между властью и оппозицией в обществе, консерваторами и реформаторами в структурах власти, умеренными и радикалами в структурах оппозиции, а также от влияния политического режима. Различные сочетания этих условий дают нам три формы перехода: трансформацию, замещение и смешанную форму. Рассмотрим вероятность их проявления в нынешней социально-экономической и политической ситуации в Республике Беларусь.

Трансформация (Transformation). В современной Беларуси присутствует два условия, необходимые для трансформации: власть значительно сильнее оппозиции, а умеренные сторонники демократии доминируют над недемократическими радикалами в слабой и раздробленной оппозиции. Однако отсутствует ключевой фактор, без которого реформы сверху невозможны по определению: белорусские власти и, прежде всего, президент, не хотят проводить демократизацию. Сложившаяся в Беларуси система абсолютного господства руководителя государства над политикой и экономикой не поддается реформированию сверху. Лукашенко сам никогда не пойдет на разрушение созданной им “белорусской модели”, демократизация которой неизбежно бы повлекла за собой формирование автономных от личной власти президента субъектов экономики и политики, созданию конкурентной среды, смертельно опасной для Лукашенко. В силу персоналистского характера политического режима, невозможно себе представить и закрепление в команде президента реформаторски ориентированных политиков, которые бы положительным образом влияли на президента. Даже от умеренных реформаторов белорусский режим быстро избавляется, о чем свидетельствует судьба бывших премьеров Чигиря и Ермошина.

Однако отсутствие реформаторского потенциала у нынешней белорусской власти может быть компенсировано воздействием внешних факторов. Белорусская экономика носит открытый характер, наши предприятия нуждаются в поставках сырья и сбыте продукции в другие страны и, прежде всего,

в Россию. После прихода к власти там националиста и прагматика Путина, позиция последней по отношению к Беларуси существенно изменилась. За экономические уступки Кремль требует участия российского капитала в приватизации наиболее прибыльных белорусских предприятий, введения российского рубля в качестве платежного средства на территории Беларуси, и даже включения Беларуси (страной или областями) в состав России в качестве субъекта Российской Федерации. Под влиянием России нынешний белорусский режим, рано или поздно пойдет на экономическую либерализацию, которая может проходить и в условиях политического авторитаризма (Чили при Пиночете или Южная Корея при Ро Де У). Таким образом, изменится направленность авторитарного режима: из консервативного он превратится в радикальный, ориентированный на рыночную модернизацию. В свою очередь, либерализация неизбежно повлечет за собой негативные социальные последствия, которые пока что удается минимизировать: закроется ряд неэффективных предприятий, вырастет безработица, резко подорожают коммунальные услуги и т.д.

Следствием этого могут стать стихийные выступления и забастовки на белорусских предприятиях. Если к этому времени в стране сформируются влиятельные экономические и политические группы интересов про-российской ориентации, они могут взять на себя руководство стихийными протестами населения при активной информационной и финансовой помощи извне. Отстранение Лукашенко от власти станет делом техники. Другими словами, “трансформация” без активного участия организованных сил белорусского общества в ее реализации, сохранения слабой и раздробленной оппозиции, может привести к инкорпорации Беларуси в состав России под лозунгом оказания помощи братскому белорусскому народу, “измученному диктаторским правлением”. На деле это будет господством нового авторитарного режима в рамках российской метрополии. В случае если протестные настроения населения удастся возглавить окрепшим демократическим силам, трансформация белорусского режима перерастет в замещение.

Замещение (Replacement) – В настоящее время в Беларуси присутсвует только один фактор, содействующий замещению: консерваторы полностью контролируют структуры власти. Последняя преобладает над очень слабой оппозицией, в которой отсутствует единство, хотя и преобладают умеренные демократы над радикальными противниками народовластия. Тем не менее, именно замещение, несмотря на всю кажущуюся фантастичность такого сценария, на наш взгляд, является наиболее вероятной формой преодоления лукашенковского режима. Это объясняется следующими причинами.

Во-первых, персоналистские диктатуры, как правило, преодолеваются с помощью замещения. (См.: параграф 2)

Во-вторых, изменение баланса сил в обществе – это скрытый от глаз наблюдателей процесс в условиях любого персоналистского режима и особенно достаточно жесткого лукашенковского. В белорусском обществе, по данным независимых социологичсеких служб, за 2002г прожективный электоральный рейтинг Лукашенко снизился в два раза. В случае проведения референдума о продлении полномочий Лукашенко весной 2003г, 47% избирателей голосовали бы “против” президента. Учитывая неизбежность негативных социальных последствий будущей авторитарной либерализации, антиправительственные настроения в общественном сознании будут только нарастать.

В-третьих, несмотря на низкий рейтинг политических партий, пока еще существует шанс улучшить имидж оппозиции в целом. Как уже говорилось выше, консолидация оппозиции и выдвижение ею привлекательной альтернативы – это задача, зависящая от знаний и воли, т.е. относящаяся к сфере субъективного, а не объективного. Она побуждает демократов к активности, а не к выжиданию и приспособлению к условиям, которые задает авторитарная власти.

В-четвертых, опыт ряда стран показывает, что даже слабая политическая опозиция в случае ее единства может возглавить стихийное народное движение против диктатуры и добиться победы (Чехословакия 1989). Многое зависит от внешних условий, ошибок режима, усталости людей от диктатуры, отказа силовых структур подавлять безоружный народ.

В-пятых, консолидация оппозиции и укрепление ее позиций в обществе, что является решающим условием “замещения”, жизненно необходимы и для реализации других сценариев. Без этого трансформация в Беларуси может стать инкорпорацией, а смешанная форма будет невозможной.

Смешанная форма (Transplacement) - В Беларуси отсутствует и паритет сил власти и оппозиции, побуждающий стороны к началу переговорного процесса, и “договороспособность” правительства. Поэтому, данная форма, пока власть находится в руках Лукашенко, а оппозиция является слабой и расколотой, наименее вероятна. Но она может быть востребована в случае смены существующей власти в результате номенклатурного переворота, совершенного с участием России и смены формы авторитаризма. Новая власть может сесть за стол переговоров с демократической оппозицией, если та будет представлять собой реальную политическую силу, способную влиять на общество и сдерживать правительство.

Таким образом, анализ возможных форм перехода к демократии приводит нас к выводу, что наиболее вероятной формой является замещение, а наименее вероятной – “transplacement”. Процесс перехода к демократии, тем не менее, скорее всего, начнется с трансформации под влиянием внешнего фактора. Данный процесс, в силу специфики белорусской ситуации, приведет не к демократии, а к экономической либерализации и смене формы авторитарного режима, возрастанию угрозы утраты Беларусью государственной независимости. Только в случае превращения трансформации в замещение возникают шансы для подлинной демократизации: дополнения экономических реформ радикальным преобразованием политической системы. Исходя из этого, можно сделать вывод, что любая, претендующая на эффективность стратегия оппозиции, должна предполагать достижение единства демократических сил, лидерам которых всегда нужно помнить, что искусство политики заключается в умении заключать соглашения и достигать компромиссы”. Наибольших успехов достигает тот, кто обеспечивает себе наибольшую поддержку самых разных групп общества за счет создания широкой коалиции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: