Методы исследования нарушений восприятия формализованного пространства

1. Определение времени на схематических часах

1) Показываем циферблат. «На всех этих часах вам нужно показать - который час». Отмечается количество правильных – неправильных ответов.

Если испытуемый ошибся – «повнимательнее», если исправился, пишем - «+ с коррекцией».

2) Рисуем два циферблата, просим расставить стрелки, чтобы было видно, где минутная, а где часовая стрелка. При этом нужно, чтобы на первом циферблате стрелки располагались с двух сторон, во втором – с одной.

2. Зеркальное письмо

«Вам нужно показать буквы, которые написаны правильно (неправильно)». Можно с вербализацией.

3. Взаиморасположение предметов – «Бочка – ящик»

1) «Я буду называть расположение этих предметов относительно друг друга, а вы – показывать». Короче – «я называю, а вы показываете». Назвать любые три.

2) «Теперь я показываю, вы – называете». Показать остальные три.

4. Географическая карта

«Нужно показать, какая из этих двух карт неправильная».

5. Копирование и воспроизведение сложной геометрической фигуры – фигуры Рей-Тейлор (Бентона)

1) Копирование фигуры

Инструкция: Кладем фигуру. «Вам нужно эту фигуру перерисовать как можно быстрее. Проба делается на время. Но, главное, как можно точнее. По ходу запоминаете, что рисуете. Потом ее нужно будет нарисовать по памяти». Норма выполнения – до 2-х минут (менее значимо).

2) Воспроизведение через 45-60 минут.

Считаем:

- утраченные элементы (количество элементов – 42-44). Норма невоспроизведения – до 5 элементов.

- пространственные ошибки (по типу зеркальности – поворот на 90 и 180 ).

- структурные ошибки (смещение элемента без его поворота)

Локус контроля за пространственной функцией в правом полушарии. При поражениях:

- ПП – пространственные ошибки + структурные ошибки

- ЛП - пространственные ошибки

(графические пробы, определение времени)

6. Проба на копирование с перешифровкой геометрической фигуры и человечка.

1) «Я рисую человечка. Ваша задача – перевернуть его на себя» (и рисуем одновременно). «Что у меня сверху, у вас сверху. Что у меня справа, у вас справа». При ошибках указать на каждую, просить повторить (до 7 попыток). Норма – со 2-го раза.

       
   


ошибочно

                     
   
     
 
 
     
 
 
 
   


2) «У меня верх, у вас верх, у меня право, у вас право». При ошибках указать на каждую, просить повторить (до 7 попыток).

ошибочно


Норма – со 2-го раза.

7. Домик на горке

Инструкция: Экспериментатор рисует на целом листе горку (с линией земли). «Вам нужно на одном из её склонов нарисовать домик – простой домик с треугольной крышей. Важно, чтобы он был правильно расположен». Коррекция не проводится.

правильно ошибочно

 
 


8. Бутылочки

Инструкция: «На столе стоит бутылочка. В неё налито до половины вода. Бутылочку переворачивают над столом. Вот это линия стола. Вам нужно изобразить, как в каждом из этих положений будет располагаться уровень воды относительно стола». Смотрим, как испытуемый рисует. Надо, чтобы «вода» была им заштрихована.

правильно ошибочно ошибочно правильно правильно

               
     
 
       
 
 
 


9. Самостоятельный рисунок «Стол, дом, куб».

Рисуется правой, затем – левой рукой.

На стол: «Нужно нарисовать стол 4-х- угольный на 4-х ножках, чтобы все ножки были видны».

На дом: «Нарисовать дом в проекции с треугольной крышей так, чтобы была видна боковая стенка».

На куб: «Нарисовать куб так, чтобы была видна задняя грань».

правильно ошибочно (плоскостная развертка)

       
   
 
 


правильно ошибочно (плоскостная развертка)

               
 
   
 
 
     


правильно ошибочно

10. Пробы на совмещение фигур их мысленным вращением.

«Этих человечков (стимульный материал) нужно мысленно вращать, совмещая их друг с другом. Они все должны наложиться друг на друга, кроме одного. Этого одного нужно найти».

При пространственных нарушениях встречается плоскостная развертка стола, дома, и может быть, даже куба.

Для правополушарных больных характерно навешивание реалистичных деталей (окна, двери, трубы). Для левополушарных – выражен схематизм.

Нужно спросить, как раньше (до заболевания) больной ориентировался. Если были нарушения, усилить диагностику.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: