Методы исследования верхних отделов височной области

1. Повторная речь

«Я называю звуки, вы повторяете за мной» (закрываем рот рукой):

Б   Д   З  
П   Т   С  

Если правильно, то «+»,

Если другой звук - фиксируем, какой звук называет.

«Теперь слова повторяете за мной» (сходные фонемы):

дочка   коза   бочка  
точка   коса   почка  

«Теперь слоги повторяете за мной»:

ба – бо - би   бо – би - ба   ба – би - бо  
+   +   +  

2. Чтение текста (например, «Хитрая лиса»)

Если поражение затылочных зон – больной не узнает буквы.

Если поражение височной области – путает сходные фонемы.

При грубых нарушениях путает и другие звуки речи.

3. Сохранность номинативной функции речи (функция называния)

Проводим свободный ассоциативный эксперимент с называнием существительных. «Сейчас Вам надо будет в течение 2-х минут называть имена существительные, то есть слова, которые отвечабт на вопрос кто? или что?. Закройте глаза. Когда закончить, я скажу».

Засекаем время. Фиксируем 4 части по 30 секунд. Если не успеваем записать слово – ставим палочку.

Считаем количество слов в каждой части. Обычно самая большая продукция отмечается в 1-й части (в среднем 15-18 слов), на 2-й и 3-й постепенно количество слов уменьшается (примерно на 3 слова), на 4-й продукция должна увеличиться. Если продукция уменьшается, это может свидетельствовать об истощаемости.

4. Понимание речи (импрессивная речь)

«Я называю, вы показываете».

Сначала показываем один предмет (стимульный материал), потом – два, потом – три.

Более усложненный вариант – «показать у себя на лице нос…, глаза…. Еще более усложненный - «правой рукой покажите левое ухо».

При затруднении проводится дифференциация зрительной агнозии – можно попросить описать предмет, спросить, для чего он нужен (книга – «опишите этот предмет, зачем этот предмет» - «есть страницы, её читают»). При зрительной агнозии больные не могут описать.

5. Исследование чтения и письма

1) «Прочитайте текст (слова)». Если больной попутал, можно попросить назвать слова с близкими фонемами (например, «слова с Б или П назовите»).

2) «Напишите своё ФИО и напишите слово» (длинное, например, «кораблекрушение»). Писать нужно письменными буквами.

Если не может самостоятельно написать, попросить списать с образца. Если переписывает правильно, моторика и зрительно-конструктивная деятельность не нарушены.

6. Звуковой анализ слова. («Кораблекрушение», например)

1) Назовите это слово по буквам.

2) Назовите в этом слове 4-ю букву, 6-ю, 8-ю, 2-ю.

Если правильно называет, то достаточно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: