Они анатомически примыкают к затылку. Поэтому при поражении там нарушается номинативная функция в сочетании с невозможностью вызывать по названному слову зрительные представления.
Происходит распад возможности изобразить названный предмет при полностью сохранной возможности срисовать его. Это явление называется – оптическая афазия (оптико-мнестическая афазия).
Методы исследования задних отделов височной области.
1. Самостоятельные рисунок (Дом, стол, куб)
2. Копирование образца (Дом, дерево)
При поражениях смыкание височных и задних отделов нарушено: больной не может нарисовать (Дом, стол, куб), но может - (Дом, дерево).
Правая височная зона.
При поражениях нарушается неречевой слух.
Правая височная область обеспечивает интонационно-мелодический компонент речи, а также порядок непосредственного воспроизведения (т.е. структур материала).
При поражениях там нарушается интонационно-мелодическая сторона речи. Больные с трудом узнают слуховые стимулы, не связанные с речью. В частности, различные бытовые шумы. Нарушается различение мужских и женских голосов (принадлежность голоса по полу) и индивидуальная принадлежность голоса.
|
|
При воспроизведении коротких цепочек слов (2 серии по 3 и серия по 6 слов) на 1-й план выходит нарушение порядка воспроизведения: объем слов воспроизводит с 1-2 раза, порядок может не воспроизвести.
Методы исследования правой височной области
1. Цепочки слов (2 серии по 3 и серия по 6 слов)
Обращаем внимание на порядок.
2. Узнавание бытовых шумов (дождь, ветер, голоса, шум машин и т.д.)
Есть специальные записи с различными шумами.
3. Воспроизведение ритмических структур: простых и акцентуированных (удары различной силы).
простые | акцентуированные | ||
││ - ││ - ││ | ││- │││- │││-││ | ||
+ | ││- │││- │││-││ |
││ │ - │││ - │││ | |
+ |
Делается правой и левой рукой, чтобы отграничить слуховое невнимание.
При поражении левого полушария сложнее воспроизводить акцентуированные ритмы, правого – сложнее воспроизводить простые ритмы.
4. Обращаем внимание на речь больных
Строй речи не нарушен, но при этом нарушается интонация.
Спросить у больного: «Различаете ли мужские и женские голоса? Различаете ли голоса близких?»
Чаще больные сами обращаются с такими жалобами (сначала не узнают по телефону, потом – при прямом контакте).