double arrow

Технология конструирования и осуществления педагогического процесса


Конструирование педагогического процесса включает анализ, диагностику определение прогноза, разработку проекта деятельности.

Технологию конструирования педагогического процесса рассматривают как единство технологии конструирования содержания (конструктивно-содержательная деятельность материальных средств (конструктивно-материальная) и деятельности (конструктивно-операционная).

При конструировании педагогического процесса необходимо осознать педагогические цели, задачи, проанализировать исходные данные и поставить педагогический диагноз. Диагноз — это оценка состояния педагогического процесса или отдельных компонентов в данный момент его функционирования на основе всестороннего, целостного обследования. Применяется оперативная диагностика (анализ ответов учащихся, поступков, поведения). Долговременная диагностика проводится с использованием специальных методик изучения личности, коллектива, состояния педагогического процесса в целом.

На основании диагностики осуществляется следующий этап — прогнозирование, то есть педагогическое целеполагание. Поисковое прогнозирование направлено на будущее состояние объекта, исходя из учета его развития и внешних влияний. Нормативное прогнозирование связано с поиском и нахождением путей достижения заданных целей.




Прогнозирование можно рассматривать как научное обоснованное предположение - гипотезу.

Проектирование содержания образования связано с тем, что есть учебная программа ученик (ученики) с определенным уровнем подготовки к восприятию нового материала, возможности самого учителя, школы, учебный материал, который должны освоить учащиеся.

Технология конструирования учебной информации — процесс принятия решения в условиях системы предписаний и ограничений: содержание образования должно удовлетворять требованиям научности и практической значимости, укладываются в


отведенное время, соответствовать уровню подготовленности учащихся, и соответствовать требованиям государственного стандарта образования.

Педагог-мастер всегда учитывает потребности, готовность учащихся к работе, их способность к саморазвитию, творчески подходит к проектированию целостного педагогического процесса.

Результатом конструктивной деятельности педагога является планирование.

Рассмотрим планирование работы классного руководителя.

План является конкретным отображением предстоящего хода воспитательной работы в ее общих стратегических направлениях и мельчайших деталях.

Технология составления плана:

- разработка программы жизнедеятельности группы, класса (знакомство с планом и ориентирование на цели, задачи, общешкольные дела и подготовка к ним, общественно полезные дела по параллелям классов, участие в них, согласование по срокам);



- определение и конкретизация цели, задач, учитывая социальную, индивидуальную ситуацию развития;

- определение видов деятельности (познавательная, трудовая, ценностно-ориентационная, эстетическая и пр.);

- обсуждение дел, согласование;

- создание плана воспитательной работы.

Традиционная структура плана:

1. Краткая характеристика коллектива и анализ состояния воспитательной работы.

2. Воспитательные задачи.

3. Основные направления и формы деятельности классного руководителя.

4. Координация воспитательной деятельности учителей, работающих в классе.

5. Работа с родителями и общественностью.

Диагностика завершается составлением характеристики классного коллектива, отдельных учащихся.

Технология коллективных творческих дел предполагает активное участие школьников на всех этапах конструирования и осуществления педагогического процесса:

- поиск, разведка дел (маршруты: класс, микрорайон, природа, малыши и т.д.);

- обсуждение предположений (определение первоочередных, наиболее важных дел для кого организуется КТД, кому на радость, на пользу? Кто будет участвовать? Где лучше провести? Кто войдет в совет дела?);

- планирование работы;

- коллективная подготовка дела (совет дела организует добрые дела);

- проведение КТД;

- подведение итогов (Что планировали? Что получилось? Кому сказать спасибо?)



Конструирование педагогического процесса опираться на теоретические положения, разработками современной педагогической науки.

Процессы обучения и воспитания многофакторные. На них влияют и объективные факторы (процессы, происходящие в стране, в мире) и субъективные (отношения между участниками процесса, индивидуальные особенности личности, уровень воспитанности, обученности).

Успешность процесса обеспечивается тогда, когда воспитательная деятельность и объективные условия по направлению и содержанию совпадают, если своеобразие личности воспитателя, его характер и отношения к воспитанникам создают благоприятные субъект-субъектные отношения.

Особенность воспитательного процесса заключается в том, что его результат нельзя проверить сразу, как в процессе обучения. Между воспитательными влияниями и проявлениями воспитанности лежит длительный период образования необходимых свойств и качеств личности.

На личность одновременно могут воздействовать разнохарактерные влияния, о которых педагог может не знать, следовательно, не может корректировать воспитательный процесс. Более того, у учащегося может быть накоплен отрицательный опыт, и поэтому воспитательное воздействие неэффективно.

В данном случае необходимо перевоспитание. Перевоспитание — сложный и трудный процесс, так как сначала нужно побудить ученика увидеть недостаток в уровне воспитанности, вызвать потребность преобразовать себя, включить в общественно-значимую деятельность, с помощью которой личность преобразует себя. В данной деятельности успех воспитания зависит от того, как воспитание сочетается с самовоспитанием. Если ученик сам активно контролирует, корректирует свое поведение, поступки, то процесс перевоспитания эффективен.

Воспитание отличается длительностью, для него характерна отдаленность результатов.







Сейчас читают про: