Основные модели взаимоотношения личности и общества

Проблема «личность и общество» может рассматриваться в двух основных относительно независимых, но тесно связанных векторах:

Первый вектор нацелен на осмысление того, каким образом устроена социальная жизнь, как социальные институты, общности, общество в целом соотносятся с потребностями единичной личности; насколько первые должны и могут выражать ее интересы или они независимы от нее, подчиняются исключительно собственной логике развития.

Являясь, по сути, единственным реальным участником социальной жизни, личность, так или иначе, организует свои изобретения, творения (мы имеем в виду разного рода социальные институты; социальные общности; общество в целом) как явления, в конечном счете, производные от ее собственных потребностей. Каждый социальный институт выражает свои личные интересы и, как правило, пытается их

обслуживать. Вместе с тем, он (этот институт) приобретает определенную и довольно ощутимую независимость, обладает собственной логикой развития, которая несводима к логике элементарных связей между людьми.

Далее. Можно выделить, по меньшей мере, два разноуровневых пласта социальных процессов.

Первый уровень - (глубинный, латентный), проявляет свою определяющую в истории человечества роль в конечном счете. Эти глубинные процессы выходят на поверхность в периоды кардинальных структурных изменений, реформ, революций и т.д., когда сами люди стремятся по-новому обустроить свои отношения, социальные институты, культуру с тем, чтобы найти эффективные, с точки зрения личных потребностей, формы организации социальных связей. В глубинах социальной жизни идет поиск более рациональных форм самоорганизации (в том числе и самоограничения человека ради самого человека).

Например, результатом таких исторических сдвигов явилось гражданское общество, идея и практика приоритета личности, воплощенная во Всеобщей декларации прав человека, развитие и укрепление демократии в жизни общества и т.д.

На втором уровне реализуются относительно спокойные, стабильные процессы социальной жизни. Здесь достаточно отчетливо проявляется независимость социальных институтов, общества от личности; прежде всего, бросается в глаза тот факт, что индивид застает уже готовые, устойчиво функционирующие социальные связи, отношения и институты; он не вправе их переустраивать, изменять по своему разумению. По своей длительности, исторической протяженности эти периоды стабильности занимают большую (подавляюще большую) часть человеческого общества.

Второй вектор проблемы «личность и общество» заключается в том, как личность взаимодействует с другими в конкретном социуме, насколько она способна проявить свою независимость, автономность; или общество, общественные связи, институты достаточно жестко программируют ценности, их иерархию, жизненный путь личности, ее взлеты и падения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: