double arrow

Проектирование содержания образования

Первая проблема, с которой сталкивается педагог на этапе кон­струирования педагогического процесса, — это конструирование его содержания. Учебная программа и ученик являются проектом со­держания образования, на основе которого учитель самостоятельно принимает решение, что отобрать для предъявления учащимся в со­ответствии с целями и условиями педагогической деятельности. Отсюда технология конструирования учебной информации — про­цесс принятия педагогических решений в условиях системы ограни­чений и предписаний, которые диктуются установленными норма­ми (что и в каком объеме из задаваемой информации должны ус­воить учащиеся); исходным уровнем подготовленности учащихся к восприятию учебной информации; возможностями самого учителя, а также той школы, в которой он работает. Различают задаваемую, предъявляемую и усвоенную учебную информацию (Н.В.Кузьмина).

В технологическом отношении принципиальное значение име­ет сама проблема учебного материала и его задачного структури­рования. При ее решении предлагается разводить понятия "ди­дактический материал" и "учебный материал". Дидактический материал, с точки зрения Г.А.Балла, — это система объектов, каждый из которых предназначен для использования в процессе обучения в качестве материальной или материализованной моде­ли той или иной системы, выделенной в рамках общественного знания и опыта, и служит средством решения некоторой дидак­тической задачи. Учебный материал — это система идеальных моделей, представленных материальными или материализованны­ми моделями дидактического материала и предназначенных для использования в учебной деятельности.

Поскольку учебная деятельность может рассматриваться как процесс решения системы учебных задач, то естественно, что единицей членения учебного материала является учебная задача. В связи с этим учебный материал допустимо рассматривать как педагогически целесообразную систему познавательных задач.* Отсюда построение системы учебных задач становится стержнем действий учителя по проектированию учебного материала и разработке дидактического материала, в котором он находит свое воплощение.

* См.: Сохор А.М. Логическая структура учебного материала. — М., 1974. С. 9.

Для понимания специфики конструирования процесса обуче­ния важно обратиться к проблеме логики учебного процесса, впер­вые обоснованной М.А.Даниловым. Он предлагает рассматривать ее в трех аспектах: как основную линию развертывания процесса обучения по курсу в целом; как логику процесса обучения, огра­ниченную определенной темой; как логику учебного процесса в масштабе единицы усвоения. Между взаимосвязанными логиками М.А.Данилова и типами педагогических задач, выделенных по вре­менному признаку, можно провести параллель точно так же, как между педагогической задачей и "звеном" учебного процесса.*

* См.: Дидактика средней школы / Под ред. М.Н.Скаткина, И.Я.Лернера. М„ 1975. - С. 98 - 99.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: