Учение о всеобщей эволюции,
общие их черты, как рост и усложнение структуры, дифференциация функций и усиление их взаимодействия со структурой.
Главное для Спенсера – непосредственное изучение не общества как целого, а личности и других его структурных элементов,
Предмет социологии – общество, это аналог организма лежат три фактора:
Дифференц-ия ролей, власти и собственности (люди неравны с тч.зр. приобрет. наследства, индивид-го опыта,
тенденция к усилению неравенства, рост неравенства власти и достатка.
общество делиться на фракции, классы, группы по классовым, национальным или профессиональным различиям.
ему удалось развернуто разработать системный подход применительно к обществу и соединить его с эволюционизмом. Он первый использовал такие категории социологии, как соц. система, соц. структура, соц. функция, соц. институт, соц. контроль.
4. Научный метод социологии Э. Дюркгейма и «понимающая социология» М. Вебера.
О снователь «французской социологической школы» Эмиль Дюркгейм (1858–1917) Основные работы: «О разделении общественного труда» (1893), «Метод социологии» (1895), «В основе методологии Э.Дюркгейма лежит понятие о социальном факте,.
|
|
социальным фактам: «коллективные представления» – фольклор, религиозные верования, профессиональные обычаи, нравы, юридические нормы, моду, язык;
«социальные течения» – настроения и поступки кратковременных масс людей, например, толпы; «социальную морфологию» – структурное устройство общества, число и характер составляющих его групп
Общество – обязано производить не только матер.продукты но и духовные. Религию, красоту, чувство достоинства нельзя измерить материально.
Три основных положения,
1. рассматривать социальные факты как вещи.
2. систематически отмежевываться от всех врожденных идей.
Дюркг.: индивид оказывается не способным влиять на соц. Реальность, на индивида с самого рождения оказывается сильное давление, которое является гарантом социальной стабильности.
Дюркгейм выделял два типа такого давления.
принуждение, исходящее извне, то есть от окружающих индивида людей и общества в целом.
давление перенесенных внутрь норм, которые становятся как бы внутренними двигателями человека.
«Понимающая» методология Вебера (1864–1920).
В основе лежит представление о противоположности законов природы и общества: наук о природе (естествознания) и наук о культуре (гуманитарногознания). Социология же — пограничнаянаука, которая должна заимствовать у них лучшее.
В качестве предметасоциологии Вебер рассматривал толькоиндивид, поскольку именно он обладает сознанием, мотивацией своих действий – человек выполняет только часть действия, др. часть выполняют др. люди.
|
|
Государство по Веберу бывает нескольких видов:
Легальный, господство обусловлено интересами
Бюрократия является чистым типом легального государства. Этот тип государства представлен в Англии, Франции, США.
Традиционный, он обуславливается нравами, привычками к определенному поведению. схож с семьей, тут есть господин, лично зависящие от него слуги и аппарат управления. Традиционные господство в свою очередь подразделяетсяна две формы: чисто патриархальную и сословную структуру управления. Первая форма проявилась, например в Византии, вторая — в феодальных государствах Западной Европы.
Харизматическое господство. Харизматические качества — это особые способности, не столько приобретенные, сколько дарованные свыше, которые выделяют лидера из среды современников. Здесь особенно велика роль авторитарности
5. Социализация личности.
Социализация — это процесс усвоения индивидом норм и правил поведения, принятых в обществе. Первич. - усвоение индивидом социального опыта с помощью вхождения в социальную среду, вторич. - процесс активного воспроизводства принципов системы социальных связей с помощью активной деятельности.