Критерии оценки корпоративного сознания

Можно выделить некоторые критерии для характеристики и оценки уровня корпоративного сознания в организации. Такими критериями являются социально-психологические явления, главные из которых:

♦ единство ценностной ориентации;

♦ групповое самоопределение и идентификация;

♦ сплоченность.

Единство ценностной ориентации выражает степень совпадения взглядов и оценок членов группы относительно наиболее важных групповых ценностей. К таким ценностям относятся:

♦ миссия и цели деятельности;

♦ технология достижения целей;

♦ средства, предметы и продукты труда;

♦ экономические, социальные и этические нормы, действующие в группе;

♦ актуальность деятельности.

На основе различных признаков можно рассмотреть общую групповую типологию корпоративного сознания (табл. 1).

Следует подчеркнуть, что единство ценностной ориентации не предполагает выравнивание, а только сближение взглядов среди членов группы при сохранении индивидуальности каждого из них. Высокий уровень единства ценностной ориентации весьма благоприятно сказывается на социально-психологическом климате в группе, является важным фактором ее интеграции.

Групповое самоопределение является следствием неизбежного для каждого члена группы сопоставления его личной ценностной ориентации с реальными взглядами, складывающимися в группе. Результатом такого споставле-ния может быть согласие с мнением, преобладающим в группе, или подчинение ему. Возможны случаи выступления против позиции большинства.

Групповая идентификация представляет собой психологический феномен, основанный на отождествлении индивидом своих интересов с интересами группы, точнее, с интересами каждого другого члена группы. Признание за собой тех же прав и обязанностей, что и у других членов группы,

Критерии оценки группы Тип группы Описание типа
1 РАЗМЕР ГРУПП Большие Малые Микрогруппы Размеры не ограничены, имеют в составе большие и малые группы Как правило, не имеют деления 2-3 человека могут входить в малые группы
2 УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ Диффузные Корпоративные группы Слаборазвитые Высокий уровень развития, сплоченность
СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС Формальные Неформальные Структурные подразделения организации Неофициальные группы, возникающие на базе межличностных отношений
ЗНАЧИМОСТЬ ДЛЯ ЧЛЕНОВ ГРУПП Референтные Группы членства Служат эталоном для соотношения себя с группой Не имеют большого значения для членов групп
СТАБИЛЬНОСТЬ ГРУППЫ Реальные Условные Интегральное проявление стабильных формальных и неформальных отношений Не обладают стабильностью

способность сочувствовать и переживать за других, как за себя, проявляется обычно в организациях с высоким уровнем развития и культуры.

Сплоченность — это социально-психологическое явление, характеризующее отношение к группе каждого из ее членов и группы к нему, которое выражается в виде взаимных доверия, уважения, симпатий и т.д. между сотрудниками. Чем сильнее проявляются названные элементы взаимоотношений, тем, естественно, выше сплоченность группы.

Существует понятие «диффузная группа», служащее для определения случайной совокупности людей, или группы с низким уровнем сплоченности ее членов.

Говоря о возникновении корпоративного сознания у работников, нельзя не обратить внимание на глубинные причины, побуждающие людей проникаться таким сознанием. Эти причины заключаются в стремлении удовлетворить свои социальные потребности, среди которых наиболее важными в нашем контексте следует считать – потребности в защищенности и принадлежности к группе. Возможна взаимосвязь этих двух потребностей: принадлежность к группе дает социальную защищенность.

Корпоративное сознание формируется в формальных и неформальных структурах организации (имеются в виду формальные и неформальные

группы, взаимоотношения, коммуникации). Формальные компоненты в процессах воздействия индивидов связаны с социальным восприятием работниками своей организации как совокупности социальных объектов, а не только людей. Неформальные компоненты включают главным образом субъективные условия в организации, групповые мнения и настроения.

Корпоративное сознание оказывает большое влияние на характер и результаты деятельности группы, поэтому этот феномен не может остаться за чертой внимания менеджеров по связям с общественностью.

Корпоративное сознание является элементом групповой динамики. Групповая динамика – это совокупность социально-психологических процессов и явлений, характеризующих весь цикл жизнедеятельности группы и ее этапы: образование, функционирование, развитие, стагнацию, регресс, распад.

Поскольку развитие организации тесно связано с организационной культурой, то корпоративное сознание также представляет собой часть этапа культуры.

Команда в общем понимании – это группа, обладающая определенными особенностями, наиболее существенные из которых:

♦ четкое распределение ролей (функций, полномочий, ответственности) в группе между ее членами;

♦ общность целей, ориентация каждого работника на достижение этих целей;

♦ высокая групповая мотивированность на заинтересованную активную деятельность;

♦ четко выраженный эффект сотрудничества и взаимопонимания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: