Можно выделить некоторые критерии для характеристики и оценки уровня корпоративного сознания в организации. Такими критериями являются социально-психологические явления, главные из которых:
♦ единство ценностной ориентации;
♦ групповое самоопределение и идентификация;
♦ сплоченность.
Единство ценностной ориентации выражает степень совпадения взглядов и оценок членов группы относительно наиболее важных групповых ценностей. К таким ценностям относятся:
♦ миссия и цели деятельности;
♦ технология достижения целей;
♦ средства, предметы и продукты труда;
♦ экономические, социальные и этические нормы, действующие в группе;
♦ актуальность деятельности.
На основе различных признаков можно рассмотреть общую групповую типологию корпоративного сознания (табл. 1).
Следует подчеркнуть, что единство ценностной ориентации не предполагает выравнивание, а только сближение взглядов среди членов группы при сохранении индивидуальности каждого из них. Высокий уровень единства ценностной ориентации весьма благоприятно сказывается на социально-психологическом климате в группе, является важным фактором ее интеграции.
Групповое самоопределение является следствием неизбежного для каждого члена группы сопоставления его личной ценностной ориентации с реальными взглядами, складывающимися в группе. Результатом такого споставле-ния может быть согласие с мнением, преобладающим в группе, или подчинение ему. Возможны случаи выступления против позиции большинства.
Групповая идентификация представляет собой психологический феномен, основанный на отождествлении индивидом своих интересов с интересами группы, точнее, с интересами каждого другого члена группы. Признание за собой тех же прав и обязанностей, что и у других членов группы,
Критерии оценки группы | Тип группы | Описание типа |
1 РАЗМЕР ГРУПП | Большие Малые Микрогруппы | Размеры не ограничены, имеют в составе большие и малые группы Как правило, не имеют деления 2-3 человека могут входить в малые группы |
2 УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ | Диффузные Корпоративные группы | Слаборазвитые Высокий уровень развития, сплоченность |
СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС | Формальные Неформальные | Структурные подразделения организации Неофициальные группы, возникающие на базе межличностных отношений |
ЗНАЧИМОСТЬ ДЛЯ ЧЛЕНОВ ГРУПП | Референтные Группы членства | Служат эталоном для соотношения себя с группой Не имеют большого значения для членов групп |
СТАБИЛЬНОСТЬ ГРУППЫ | Реальные Условные | Интегральное проявление стабильных формальных и неформальных отношений Не обладают стабильностью |
способность сочувствовать и переживать за других, как за себя, проявляется обычно в организациях с высоким уровнем развития и культуры.
Сплоченность — это социально-психологическое явление, характеризующее отношение к группе каждого из ее членов и группы к нему, которое выражается в виде взаимных доверия, уважения, симпатий и т.д. между сотрудниками. Чем сильнее проявляются названные элементы взаимоотношений, тем, естественно, выше сплоченность группы.
Существует понятие «диффузная группа», служащее для определения случайной совокупности людей, или группы с низким уровнем сплоченности ее членов.
Говоря о возникновении корпоративного сознания у работников, нельзя не обратить внимание на глубинные причины, побуждающие людей проникаться таким сознанием. Эти причины заключаются в стремлении удовлетворить свои социальные потребности, среди которых наиболее важными в нашем контексте следует считать – потребности в защищенности и принадлежности к группе. Возможна взаимосвязь этих двух потребностей: принадлежность к группе дает социальную защищенность.
Корпоративное сознание формируется в формальных и неформальных структурах организации (имеются в виду формальные и неформальные
группы, взаимоотношения, коммуникации). Формальные компоненты в процессах воздействия индивидов связаны с социальным восприятием работниками своей организации как совокупности социальных объектов, а не только людей. Неформальные компоненты включают главным образом субъективные условия в организации, групповые мнения и настроения.
Корпоративное сознание оказывает большое влияние на характер и результаты деятельности группы, поэтому этот феномен не может остаться за чертой внимания менеджеров по связям с общественностью.
Корпоративное сознание является элементом групповой динамики. Групповая динамика – это совокупность социально-психологических процессов и явлений, характеризующих весь цикл жизнедеятельности группы и ее этапы: образование, функционирование, развитие, стагнацию, регресс, распад.
Поскольку развитие организации тесно связано с организационной культурой, то корпоративное сознание также представляет собой часть этапа культуры.
Команда в общем понимании – это группа, обладающая определенными особенностями, наиболее существенные из которых:
♦ четкое распределение ролей (функций, полномочий, ответственности) в группе между ее членами;
♦ общность целей, ориентация каждого работника на достижение этих целей;
♦ высокая групповая мотивированность на заинтересованную активную деятельность;
♦ четко выраженный эффект сотрудничества и взаимопонимания.