Социометрия представляет собой часть социальной психологии и социологии, занимающейся измерением социальных отношений в группе, организации и т.д. Главным методом социометрических исследований, как в опросах PR, является разного рода тестирование. Исследования, как правило, ориентированы на выявление предпочтений отдельных работников и группы. Результаты социометрических исследований выражаются в социограммах, которые могут иметь вид графиков символических соотношений, выражающих характер социально-психологических явлений в группе. По своему назначению социометрические исследования могут быть использованы для изучения и оценки уровня корпоративного сознания в организации.
Рассмотрим один из социометрических методов выяснения сплоченности группы и некоторых сопутствующих этому качеству явлений в группе. Вспомним, что сплоченность характеризует единство в отношении каждого к группе и группы к каждому.
В его основе лежит опрос персонала организации по поводу предпочтений их сотрудников по отношению друг к другу.
|
|
При этом могут быть зафиксированы следующие ответы: выбор – готовность к сотрудничеству «+»; отказ – неготовность к сотрудничеству «-»; безразличное отношение «0».
Например, ставится общий вопрос: «С кем бы Вы хотели вместе работать над выполнением сложного задания?» (указывается содержание).
Предположим, исследуется группа из 10 сотрудников, тогда результаты опроса могут быть сведены в матрицу (рис. 2).
По вертикали – отношение каждого к другим членам группы.
По горизонтали — отношение группы к каждому сотруднику.
Результаты опроса сводятся по характеру ответов:
· выбор «+»– 29;
· отказ «-»– 33;
· безразличное отношение «0» – 28.
По результатам можно также выделить:
· парные выборы (ПВ) – их оказывается 7 (выбор друг друга);
· парные отказы (ПО) – их оказывается 8 (отказ друг другу).
Ж, | ||||||||||
у////, | - | + | + | - | ||||||
+ | ША | + | + | + | - | + | + | |||
+ | Ш | + | - | - | - | - | ||||
+ | - | *ш + | - | - | - | - | ||||
- | У/А | + | + | + | - | |||||
- | - | - | Ж, | - | - | |||||
+ | - | + | - | 'Ж, | - | - | ||||
+ | *Щ | - | ||||||||
+ | - | + | + | ш. | + | |||||
+ | - | - | - | - | - | + | Ш | |||
«+» | ||||||||||
«-» | ||||||||||
«0» | 2 2 |
Рис. 2. Матрица опроса сотрудников организации
Оценка полученных данных по поводу сплоченности проводится по формуле:
2ПВ
С=
К(К-1)'
где С – коэффициент сплоченности; ПВ – количество парных выборов; К – количество сотрудников.
|
|
В нашем примере: С = 2 х 7: 90 = 0,155, или 15,5 %.
Смысл формулы заключается в сопоставлении 100% сплоченности, когда все готовы сотрудничать друг с другом (ПВ = 90: 2) к фактическому состоянию отношений (ПВ-7).
По результатам можно сделать вывод о весьма низком уровне сплоченности и, следовательно, слабо развитом корпоративном сознании.
Оценка данных по поводу удовлетворительности персонала своими коллегами в целом может быть сделана по формуле:
В
У =
К(К-1)'
где У – удовлетворенность персонала; В – количество единичных «выборов»; К – количество сотрудников.
В нашем случае: У = 29:90 = 0,32, или 32%, т.е. только 32% работников удовлетворены своими отношениями с персоналом.
По экспертным оценкам считается, что при показателях:
меньше 0,4 – состояние неудовлетворительное;
0,4-0,65 – состояние удовлетворительное;
0,65-0,86 – состояние хорошее;
больше 0,85 – состояние отличное.
Оценка конфликтности может быть произведена по формуле:
2ПП
К =
К(К-1)'
где К – коэффициент конфликтности; ПО – количество парных отказов; К – количество сотрудников.
В нашем примере: К = 2 х 8: 90 = 0,17, или 17%.
Невысокая конфликтность может быть объяснена в данном примере большим уровнем безразличного отношения работников друг к другу.
Как мы видим, социометрическое исследование дает возможности для оценки некоторых важных компонентов корпоративности в организации.
Кроме того, социограммы дают возможность выяснить отношения определенных работников к группе и группы к каждому работнику. Например, из данных, приведенных выше в матрице, следует, что работники
1 и 5 – расположены к сотрудничеству; 3 и 8 – негативно относятся к группе;
2 и 10 – безразлично относятся к группе;
остальные – дифференцируют свои отношения с другими сотрудниками.
Что касается отношения группы к отдельным сотрудникам, то наиболее положительно она относится к работникам 2 и 5, отрицательно к 4, 6 и 10. В таком контексте можно оценить отношение персонала к менеджеру, если его включить в матрицу опросов.
Предположим, в нашем случае менеджер обозначен № 1, можно сказать, что подчиненные относятся к нему далеко не однозначно: только 30% – положительно, 20% – отрицательно, 40% – безразлично. Из этого следует вывод, что менеджер не пользуется достаточным авторитетом среди подчиненных.