double arrow

НИЦШЕ И ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА

1

В.Н. Садовников

Санкт-Петербург 2008

Содержание

Предисловие………………………………………..3

Метафизический период …………………….……4

Весёлый позитивистский период ………………..18

"Человечески-сверхчеловеческий" период ……..38

Страдания по сверхчеловеку ……………….……45

"Мужество безвкусицы" или неумение читать….65

Заключение…………………………………………75

Одной из самых не простых проблем в философии Ф. Ницше, как бы это не показалось странным, является проблема человека. Дело в том, что хотя все философские изыскания Ф. Ницше, по сути, посвящены этой проблеме, однако нет никакой ясности с тем, что же такое человек. Несомненно, что взгляды и позиции Ф. Ницше не оставались неизменными на протяжении всего его творчества. От некоторых взглядов он отказывался совершенно, переходя на другие позиции, порой прямо противоположные. Одни достаточно резкие суждения сглаживались, другие наоборот обострялись, пугая и раздражая читающую публику. Хорошо известная работа Ф. Ницше "Человеческое, слишком человеческое" не может после прочтения её не поставить нас перед целым рядом вопросов – а что же оно такое есть это самое человеческое и почему оно слишком человеческое?




Я приношу свои извинения читателю за множество цитат из Ф. Ницше, которые будут приведены в данной небольшой работе, но это просто необходимо, чтобы разобраться в сути вопроса. Многие авторы, начиная с давних времён вплоть до сегодняшнего дня, говоря нечто по поводу Ницше или о его взглядах, не приводят ни одного положения из самого Ницше, подтверждая свою точку зрения или дающих хотя бы возможность сделать тот же самый вывод, к которому они приходят. Но что ещё больше способствует искажению идей Ф. Ницше и их смысла, так это цитаты, вырванные из контекста. Отсюда большое количество цитат и быть может излишне длинных на первый взгляд фрагментов. Это оправдывается, на мой взгляд, и тем, что не у всех читающих имеются в данный момент под рукой произведения, на которые здесь делаются ссылки. Здесь так же можно сказать и о моей принципиальной позиции, которая обусловливается манерой и способом изложения Ф. Ницше своих идей (краткость, афористичность высказываний, например), что, накладывает дополнительные трудности в понимании их сути и смысла. Сам Ницше требовал от своих читателей умения хорошо читать, что предполагало, по его мнению, следующее: "медленно, всматриваясь в глубину смысла, следуя за связью мысли, улавливая намёки; видя всю идею книги, как бы сквозь открытую дверь…", а читатель, от которого Ницше ожидал что-либо, "должен обладать тремя качествами. Он должен оставаться спокойным и читать не торопясь; не припутывать постоянно самого себя и свое "образование"; и, в-третьих, не ожидать в конце, как бы в виде результата, новых таблиц".



1




Сейчас читают про: