
обобщенное отражение действительности, поскольку мышление есть отражение общего в предметах и явлениях реального мира и применение обобщений к единичным предметам и явлениям.
Например, что будет, если к листу бумагу поднести зажженную спичку? Конечно, он загорится. Но почему мы знаем об этом? Скорее всего, потому, что имели собственный опыт и, исходя из имеющейся у нас информации, сделали логичный вывод. Однако для того, чтобы сделать данный вывод, мы должны были сопоставить свойства данного листа бумаги с другой бумагой, выявить то общее, что их характеризует, и только после этого сделать вывод о том, что будет с бумагой, если она соприкоснется с огнем. Следовательно, для того чтобы предвидеть, надо обобщать единичные предметы и факты и исходя из этих обобщений делать вывод относительно других единичных предметов и фактов такого же рода.
опосредованное познание объективной реальности. Суть опосредованного познания заключается в том, что мы в состоянии выносить суждения о свойствах или характеристиках предметов и явлений без непосредственного контакта с ними, а путем анализа косвенной информации.
Например, для того чтобы узнать, какая сегодня погода, можно выйти на улицу. Однако чаще всего мы поступаем по-другому. Если мы хотим узнать, холодно на улице или тепло, мы пользуемся наружным термометром или слушаем сводку погоды и на основе информации о температурных характеристиках внешней среды делаем вывод о том, тепло на улице или холодно.
-27-
1.Анализ – разложение целого на части
2.Синтез – объединение частей в единое целое
3.Сравнение - сопоставление ряда явлений и предметов для выявления у них общего или различий
4.Обобщение – переход от единичного к общему
5.Абстрагирование - формирование образов реальности посредством отвлечения и пополнения -28- | философия изучает теорию познания - гносеологию; |
| поскольку мысль связана с языком, со словами, речью, то проблема смысла сказанного - задача лингвистики; |
| языкознание ставит вопросы о природе мышления; |
| объектом мышления занимается логика, которая выросла из языкознания (еще Аристотель рассматривал логический строй мышления); |
| так как мышление осуществляется мозгом, то его изучают: анатомия, биология, биофизика, физиология высшей нервной деятельности; |
| и, наконец, мышление исследуется психологией, так как это сугубо личностный психический познавательный процесс. |
6. Виды мышления: Выделяют несколько видов мышления, соответствующих стадиям развития человека.
| 1) Наглядно-действенное — генетически наиболее ранняя форма мышления, наблюдаемая у ребенка от года до трех, до овладения им активной речью. Ребенок уже понимает слова, но для него они тесно связаны с тем, как он воспринимает предмет, видит, слышит, осязает его. Например, словом «ключ» он обозначает все блестящие предметы. Одним словом может называть плюшевую собачку, шубу и живую кошку, классифицируя их по наличию меха. |
| 2) Наглядно-образное мышление характерно для детей 4-6 лет. В их сознании образ предмета и его название уже не связано с каким-то конкретным предметом; он понимает, что «девочкой» является не только его сестра, но и существо из соседнего подъезда, и рисунок девочки в книжке. Но для того, чтобы мыслить и говорить об этом, ему очень важно видеть предмет разговора. Известно, что дошкольнику легче всего что-то объяснить, нарисовав или показав. Умозаключения о свойствах объекта делаются на основании своих органов чувств. В экспериментах Ж. Пиаже семилетним детям показывали два одинаковых шарика из теста. Ребенок внимательно рассматривал шарики и говорил, что они равны. Затем один шарик раскатывали в лепешку. Хотя дети видели, что изменилась просто форма предмета, они начинали считать, что в лепешке больше теста. Дети не могли абстрагироваться от внешних свойств предмета. |
| 3) Словесно-логическое мышление осуществляется при помощи логических операций с понятиями, без опоры на реальный предмет или конкретный образ. Например, вычисления в уме. Или мысленное «проигрывание» развития ситуации. Этот вид мышления характерен для взрослых людей, так как он быстрее и удобнее, не требует внешнего антуража. Правда, иногда и взрослому человеку, чтобы понять конструкцию чего-то, требуется увидеть изображение или проделать какое-то действие. |
|
|
Подборка статей по вашей теме:
- Зинченко вл. Технократическое (проективное) мышление
- II. В области строительства промышленности
- Развитие мышления
- Формирование креативного мышления
- Мышление и интеллект
- Процесс мышления становится возможным благодаря действию мыслительных операций
- Мышление и воображение
- Мышление как высшая форма познавательной деятельности
- Нарушения целенаправленности мышления
- Конспект лекций. 2. Социальные и промышленные технологии
- Отраслевая структура промышленности. Технологические процессы как экономические объекты