Опосредованный и личностный характер мышления

Опосредованный характер мышления дает возможность иметь дело с предметами и явлениями, которых мы прямо не воспринимаем. Например: если Вы утром посмотрев в окно заметили, что дорожки занесены снегом, то можете заключить, что ночью была вьюга, хотя сами непосредственно этого не воспринимали. Мышление дает возможность двигаться по разн направленным временным отрезкам, назад - в прошлое и вперед, в будущее. Мышление - очень личностная вещь, и видов мышления можно выделять столько же, сколько типов характера и других личностных особенностей: мышление ленивое и бодрое, некритичное и критичное, позитивное и негативное, прямолинейное и гибкое, мышление мужское и женское и т.д.

-29-

8. Типы мышления: а) Образное б) Понятийное (теоретическое) в) Знаковое Образное мышление. Отделено от предмета в пространстве и времени. Преобразование информации осуществляется с помощью действий с образами. Нет физических ограничений на преобразование. Операции можно осуществлять последовательно и одновременно. Результатом является мысль, воплощенная в новом образе. Этим мышлением обладают люди с художественным складом ума. Теоретическое понятийное мышление – это такое мышление, пользуясь которым человек в процессе решения задачи обращается к понятиям, выполняет действия в уме, непосредственно не имея дела с опытом, получаемым при помощи органов чувств. Он обсуждает и ищет решение задачи с начала и до конца в уме, пользуясь готовыми знаниями, полученными другими людьми, выраженными в понятийной форме, суждениях, умозаключениях. Теоретическое понятийное мышление характерно для научных теоретических исследований. Знаковое мышление. Преобразование информации осуществляется с помощью умозаключений. Знаки объединяются в более крупные единицы по правилам единой грамматики. Результатом является мысль в форме понятия или высказывания, фиксирующего существенные отношения между обозначаемыми предметами. Этим мышлением обладают люди с гуманитарным складом ума. ЕГЭ. В3. Установите соответствие между приёмами и формами мышления и их краткими описаниями.
ПРИЕМЫ И ФОРМЫ МЫШЛЕНИЯ ОПИСАНИЕ
1)анализ А) уста овление сходства или различия предметов
2)синтез Б) мысленное разложение предмета на составляющие его части
3)сравнение В) форма мысли, в которой с помощью связи понятий утверждается или отрицается что-либо о чём-либо
4)понятие Г) процесс мышления, позволяющий из двух ли нескольких суждений вывести новое суждение
5)суждение Д) мысль, отражающая предметы в их общих и существенных признаках
6)умозаключение Е) мысленное объединение в целое расчленяемых анализом элементов

Запишите в таблицу выбранные буквы, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).

           
           

Ответ: _____________________________



А1. Деятельность человека — это

1) форма активности человека, направленная на преобразование окружающего мира и самосовершенствование

2) процесс обмена информацией между людьми как равноправными субъектами познавательной и преобразовательной деятельности

3) система поступков и действий человека по обеспечению им своего существования, по взаимодействию с другими людьми

4) форма активности человека, основное содержание которой — отражение объективной реальности в его сознании, а результат — получение нового знания о себе

-30-

А2. Игра, в отличие от труда 1) может носить коллективный характер 2) предполагает общение 3) носит условный характер 4)допускает использование вспомогательных средств А3.Осуществление анализа возможных последствий планируемых реформ в обществе — это пример деятельности 1) ценностно-ориентировочной 2) познавательной 3) прогностической 4) материально-производственной В1. В3 (1).Установите соответствие между видами деятельности и их проявлениями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОЯВЛЕНИЕ А) создание художественных ценностей 1) материальная Б) осуществление научного открытия 2) духовная В) проведение реформ в обществе Г) осуществление глобального моделирования Д) совершенствование технологий производства Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и каких-либо символов). -31- В3 (2).Установите соответствие между видами деятельности и их особенностями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. ОСОБЕННОСТИ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ A) обмен информацией, мыслями, чувствами 1) игра Б) создание необходимых людям благ 2) общение B) наличие воображаемой обстановки 3) труд Г) наличие результата Д) необходимость специальной подготовки Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и каких-либо символов). В 6.Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков. «Только в деятельности _____________(1) совершенствуется, становится развитой _____________ (2). Ему свойственно оценивать ___________(3) своей деятельности и вносить коррективы в постановку __________(4), выдвижение мотивов и выбор ________(5) деятельности. Нередко в разговоре используют как равнозначные понятия «деятельность» и «__________» (6), тогда как между ними есть существенная разница: последнее понятие приобретает нравственное содержание». Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков. A) личность Б) поведение B) индивидуальность Г) поступок Д) человек Е) общение Ж) результат 3) средство И) цель В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов. С6.Назовите любые три вида общения и проиллюстрируйте каждый из них примером. -32- В8. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано. 1) объекты деятельности, 2) результаты деятельности, 3) мотивы деятельности, 4) субъекты деятельности, 5) структура деятельности. Ответ: ___________________________. А4. Виды деятельности в зависимости от особенностей отношения к окружающему миру:
Духовная (связана с изменением сознания людей) Познавательная (отражает действительность в художественной и научной форме) Ценностно- ориентированная (формирует мировоззрение) Прогностическая (планирование, предвидение результатов) Практическая (направленная на преобразование объектов природы и общества) Материально – производственная (преобразование природы) Социально – преобразовательная (преобразование общества)

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: