Понятия: индивид, индивидуальность, личность

Т.о. Человек — это субъект общественно-исторической деятельности и культуры, биосоциальное существо, обладающее сознанием, членораздельной речью, нравственными качествами и способностью изготовлять орудия труда.

Кэтому следует добавить, что человек — это сложно организованное единство биологического и социального.

Социальное не сводится к биологическому, а биологическое не утрачивает своего значения в жизни вида Homo sapiens. Человек в процессе своего развития, социализации, обретения сущностных родовых качеств сохраняет особенности природного существа.

Понятия: ИНДИВИД, ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ, ЛИЧНОСТЬ

-4-

Чем различаются понятия «личность», «индивид» и «индивидуальность»? Задания на различение понятий «личность», «индивид», «индивидуальность» нередко вызывают затруднения, поскольку их научная трактовка, приведенная в учебниках, подчас приходит в противоречие с употреблением этих терминов в обыденной жизни. Так, слова «индивидуальность» и «личность» используются на житейском уровне как синонимы. При подготовке к экзамену следует особое внимание обратить на то, что термин «индивид» подчеркивает и обозначает типичные признаки.
«Индивид» чаще всего рассматривается как представитель человеческого рода, обладающий биологическими родовыми признаками («один из рода человеческого, выделившегося из природы»).

Реже термин «индивид» употребляется для обозначения типичных признаков определенной социальной группы (один из людей,

один из родившихся в рабочей семье,

один из сангвиников и т. п.).

«Индивидуальность» выступает как носитель специфических характеристик, как природных, биологических, психических, так и общественных, не повторяющихся ни в ком другом.

Это совокупность черт, отличающих данного индивида от всех других.

  Личность Индивидуальность
новорожденный - +
ребенок +/- +
подросток +/- +
юноша + +
     

 
Наконец, «личность» понимается как устойчивая система исключительно социально значимых характеристик человека – члена общества.

Эти характеристики могут быть типичными и специфическими, но главное в них – общественная значимость, обусловленность социальными взаимодействиями.

Поэтому, например, в задании «Личность – это…» несостоятелен выбор варианта ответа «всякий человеческий индивид».

Вне общества не существует человека как личности. Дети-«маугли», с младенческого возраста растущие вне человеческого общества, не имеют личностных характеристик, хотя и обладают всеми характеристиками человеческого индивида. Человек выступает как личность только тогда, когда он достигает самосознания, понимания своих социальных функций, осмысления себя как субъекта общественных отношений.
Является ли новорожденный человек личностью? – спрашивалось в одном из заданий экзамена. Если давался утвердительный ответ, значит, само понятие «личность» было истолковано неверно.

Новорожденного человека правильно назвать индивидом (он один из человеческого рода) и индивидуальностью (он имеет только ему присущие признаки: рост, вес, цвет глаз, группу крови, природные задатки и т. п.), но личностью он не является, так как не испытал еще на себе влияния общества и не осознал себя в нем.

         
Задание1.Понятие «индивид» обозначает 1) единичного конкретного человека, рассматриваемого в качестве биосоциального существа 2) любого, кто принадлежит к человеческому роду, поскольку обладает присущими всем людям свойствами и качествами 3) субъекта сознательной деятельности, обладающего совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые человек как субъект реализует в общественной жизни 4) социальную индивидуальность, неповторимость, которая формируется в процессе воспитания и деятельности человека под влиянием конкретной социокультурной среды Задание2.Верны ли следующие суждения о взаимосвязи понятий «индивид», «индивидуальность» и «личность»? А. Понятие личности включает в себя понятие индивидуальности Б. Личность может не включать в себя понятие индивида. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны Задание3. Верны ли следующие суждения о взаимосвязи понятий «индивид», «индивидуальность» и «личность»? А. Индивидуальность может не включать в себя понятие индивида. Б. Индивидуальность включает в себя понятие личности. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны Задание4. Определение: «Субъект сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни» относится к понятию 1) человек 2) личность 3) индивидуальность 4) индивид
Задание 1  
Задание 2  
Задание 3  
Задание 4  
ЕГЭ: А 1. Человек от животного отличается тем, что он 1) имеет природные инстинкты 2) обладает наиболее совершенным слухом 3) не зависит от природных условий 4) обладает членораздельной речью. А 2. А 3. А4. Человек, согласно современным представлениям, есть существо 1) духовное 2) социальное 3) биологическое 4) биосоциальное А5. Верны ли следующие суждения о сходстве и различии человека и животного? А. Муравьи и другие «социальные» животные трудятся так же, как и люди. Б. Все особи животных, в отличие от людей, всегда действуют согласно генетической программе. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны А6. К социальным потребностям человека относится потребность 1) дышать 2) питаться 3) спать 4) общаться. -5- КАК ВЫПОЛНЯТЬ ЗАДАНИЕ? В задании В5 требуется определить фактический или оценочный характер носят приведенные в задании 4 суждения. Попробуем разобраться, какие суждения являются фактическими, а какие оценочными. Слово «факт» происходит от латинского faktum – «сделанное, свершившееся». Факт - знание в форме утверждения, достоверность которого строго установлена. Из курса обществознания учащимся известно, что факты образуют эмпирическую основу познания. Факт является непосредственным базисом науки, он признается как данность, как непреложная истина (одним из значения слова «факт» является «истинное знание»). Фактическое суждение фиксирует реальный факт, явление уже состоявшейся действительности, имевший место в реальное время. Суждения, носящие фактический характер нельзя оспорить. Например, Конституция РФ, принятая на всенародном референдуме в 1993 году, сформировала новую систему государственной власти. Суждения оценочные выражают отношение к фактам, оценивают их значение. Эти суждения могут включать в себя как чисто оценочный компонент («плохо», «хорошо», «безнравственно» и т.п.), так и отношение к явлению в более широком плане, объяснение его причин с собственной позиции или оценку его влияния на другие явления («может объясняться», «является примером» и т.п.). Примером оценочных суждений может служить следующее: Конституция РФ, по мнению специалистов, выполнила основную задачу – способствовала стабилизации положения в российском обществе. ОТВЕТЫ натестовые задания по теме кодификатора «1.1 Природное и общественное в человеке. (Человек как результат биологической и социокультурной эволюции.)».
А1   А5  
А2   А6  
А3   В5  
А4      

-6-

1.2 Мировоззрение, его виды и формы. 1. Мировоззрение — это совокупность взглядов человека на мир, который его окружает. Мировоззрение — это целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества. 2. Близкие мировоззрению слова: миропонимание, миросозерцание. 3. Отличие мировоззрения от других элементов духовного мира человека: во-первых, представляет собой взгляд человека не на какую-то отдельную сторону мира, а именно на мир в целом. во-вторых, мировоззрение отражает отношение человека к окружающему его миру: боится, страшится ли человек этого мира, или он живет в ладу, в гармонии с ним? 4. Классификация типов мировоззрения может быть различной. Так, в истории философии прослеживается несколько подходов к выработке мировоззренческих установок. А) Одни из философов отдают приоритет Богу (теоцентризм) или природе (природоцентризм), другие — человеку (антропоцентризм), либо обществу (социоцентризм), либо знаниям, науке (знаниецентризм, наукоцентризм). Б) Иногда мировоззрение делят на: прогрессивное и реакционное. В) Но более всего распространена следующая классификация типов мировоззрения:
Обыденное мировоззрение (житейское) Религиозное мировоззрение Научное мировоззрение
- возникает в жизни человека в процессе его личной практической деятельности; -опирается на непосредст- венный жизненный опыт человека — и в этом его сила, но оно мало использует опыт других людей, опыт науки и культуры, опыт религиозного сознания — и в этом его слабость. -формируется стихийно. - мировоззрение, основой которого являются религиозные учения содержащиеся в таких памятниках мировой духовной культуры, как Библия, Коран, священные книги буддистов, Талмуд, и ряде других. -К его сильным сторонам можно отнести: *тесную связь с мировым культурным наследием, *ориентацию на решение проблем, связанных с духовными потребностями человека, *стремление дать человеку веру в возможность достижения поставленных целей. - Слабые стороны — * проявляющаяся иногда непримиримость к другим жизненным позициям, * недостаточное внимание к достижениям науки - оно включает в себя научную картину мира - включает обобщенные итоги достижений человеческого познания - к его достоинствам относятся прочная научная обоснованность, органическая связь с производственной и социальной деятельностью людей.

-7-

5. Роль мировоззрения в деятельности людей: Во-первых, именно мировоззрение дает человеку ориентиры и цели для всей его практической и теоретической деятельности. Во-вторых, именно мировоззрение через свою философскую «сердцевину» позволяет людям понять, как лучше достичь намеченных ориентиров и целей, вооружает их методами познания и деятельности. Уподобляя метод фонарю, который освещает дорогу путнику, великий философ прошлого Р. Декарт (1596—1650) говорил, что хромой с фонарем быстрее достигнет цели, чем всадник, блуждающий в темноте. В-третьих, именно в мировоззрении содержится понимание человеком мира и тенденций его развития, человеческих возможностей и смысла деятельности, добра и зла, красоты и безобразия. _______________________________________________________________________________ ЕГЭ. С8. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Мировоззрение, его виды и формы». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах. КАК ВЫПОЛНЯТЬ ЗАДАНИЕ? НАПРИМЕР: С8: Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Социализация личности»...
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Баллы
При анализе ответа учитываются: – корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме; – соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.  
Один из вариантов плана раскрытия данной темы: 1) Что такое социализация? 2) Виды деятельности, оказывающие влияние на социализацию личности. 3) Социализация через всю жизнь а) от младенчества до молодости б) освоение новых социальных ролей в зрелом возрасте в) продолжается ли социализация в старости? 4) Институты (агенты) социализации: а) значение семьи в первичной социализации; б) роль образования в социализации личности; в) какой опыт передают сверстники; г) СМИ как агенты социализации. 5) Значение социализации для личности Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.  
Отдельные пункты плана не отражают содержание темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа. ИЛИ Формулировки пунктов плана отражают содержание темы. Структура ответа не полностью соответствует плану сложного типа (отсутствуют конкретизации отдельных пунктов)  
Формулировки пунктов плана корректны и отражают содержание темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа.  
План по содержанию и структуре не раскрывает предложенной темы.  
Максимальный балл  

-8-

1.3 Виды знаний. 1.
Знание — это результат познания.
Познанием называют процесс постижения действительности, накопления и осмысления данных, полученных в опыте взаимодействи человека с окружающим миром.

2.

Пессимисты отрицают познаваемость мира. Оптимисты утверждают, что мир принципиально познаваем. Скептики, признавая, что познание мира возможно, выражаютсомнение достоверности полученного знания.

3.

Агностицизм Гностицизм (Гносеология)
Агностицизм (от греч. agnostos — непознаваемый) — философское учение, отрицающеевозможность познания. Агностики не верят либо в возможности человека познавать мир, либо в познаваемость самого мира или же допускают ограниченную возможность познания. Среди агностиков наиболее известным является Иммануил Кант. Им была выдвинута последовательная теория агностицизма, согласно которой: 1) сам человек обладает ограниченными познавательными возможностями (благодаря ограниченным познавательным возможностям разума); 2) сам окружающий мир непознаваем в принципе – человек сможет познать внешнюю сторону предметов и явлений, но никогда не познает внутреннюю сущность данных предметов и явлений – «вещей в себе». Еще одной распространенной разновидностью агностицизма был конвенционализм. Согласно этому учению существующие научные теории и гипотезы являются лишь соглашениями между учеными (от лат. conventio — договор, соглашение). В известной мере агностицизм сохраняется и сегодня, в начале XXI в., когда, казалось бы, многие тайны мироздания открыты. Гносеология (от греческих слов gnosis — познание и logos — учение, слово — учение о познании) Сторонники гностицизма оптимистично смотрят на настоящее и будущее познание. По их мнению, мир познаваем, а человек обладает потенциально безграничными возможностями познания. Гносеоло́гия («знание» — «учение, наука»); эпистемоло́гия («умение, знание» — «учение, наука») — теория познания, раздел философии. Термин «гносеология» был введён и активно применялся в немецкой философии XVIII века; «эпистемология» был введён и активно применялся в англо-американской философии XX в. В русской философии в XIX и 1-й половины XX в. преобладал первый термин, а со 2-й половины XX в. начал преобладать и сейчас преобладает второй.

-9-

5.
Чувственное (эмпирическое) познание Рациональное (логическое) познание В процессе рационального (логического) познания используются и такие формы, как понятие, суждение, умозаключение (иногда сюда включают гипотезы, теории, методы).
 
Представление, для представления характерна память, ее «оживление». Нередко в представлении действует и воображение: при его помощи человек способен восстанавливать то, что уже было, выделять отдельные стороны того или иного объекта, комбинировать их. В итоге могут быть получены представления: А) реальные, которые человек способен реализовать на практике (например, представление о новом устройстве автомашины), или же представления Б) нереальные (например, о русалке, домовом, кентавре и т. п.). Пример индукции: Аргентина является республикой; Бразилия — республика; Венесуэла — республика; Эквадор — республика. Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Эквадор — латиноамериканские государства. Все латиноамериканские государства являются республиками. Пример дедукции: Если идет дождь, земля является мокрой. Идет дождь.

Рациональная познавательная способность (как, впрочем, и чувственная — на уровне представлений) связана с мышлением.

Мышление, в свою очередь, связано с речью.

Речь осуществляется с помощью языка. Язык — это система специальных знаков, имеющих предписанное им значение. В качестве знаков могут выступать звуки, рисунки, чертежи, жесты и т. п.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow