Проверка сохранности и использования основных средств

Стоимость основных средств, обслуживающих хозяйственную деятельность организации, и составляет понятие основных фондов.

К ним относятся здания, сооружения, машины, оборудование, инвентарь и т.п.

Прежде всего, следует обратить внимание на изменение порядка отнесения имущества организации к основным средствам. Ранее принадлежность имущества к объектам основных средств определялась по двум критериям:

- сроку полезного использования имущества;

- стоимости имущества на дату приобретения.

С введением в действие ПБУ 6/01 стоимостной критерий не применяется, активы принимаются к учету в качестве основных средств при единовременном выполнении следующих условий:

- использование в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, либо - для управленческих нужд организации;
- использование в течение длительного времени, то есть срока полезного использования продолжительностью более 12 месяцев, или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
- организацией не предполагается последующая перепродажа в ближайшее время данных активов;
- способности приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

Начиная с 2001 года переоценивать имущество необходимо в соответствии с требованиями нового ПБУ 6/01 по группам основных средств (согласно классификации, утвержденной постановлением № 1 Правительства РФ от 01.01.02 г. в соответствии со статьей 258 НК РФ).

Переоценивать основные средства можно только один раз в год (согласно п. 20 методических рекомендаций о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации) и результаты переоценки отражаются в учете в январе нового года. Переоценку лучше делать в конце года.

Приняв решение переоценивать основные средства, следует помнить, что это придется делать регулярно, то есть каждый год.

В результате переоценки основные средства либо дооцениваются, либо уцениваются. Комиссии необходимо проверить правильность отражения данных результатов.

Основные средства учитываются на счете 01 «Основные средства» в первоначальной оценке.

В ходе проверки комиссии следует установить полноту оприходования и правильность оценки основных фондов.

При этом необходимо учитывать, что в современных условиях организации должны стремиться к реальной оценке активов, поэтому, в зависимости от изменения рыночной конъюнктуры, должны осуществляться переоценки основных фондов по восстановительной стоимости.

Комиссии необходимо проверить:

- наличие неиспользуемого оборудования, его качественное состояние, условия хранения;
- меры, принятые к реализации изношенного и ненужного имущества (устанавливаются причины образования такого имущества);
- соответствие фактического наличия и движения основных фондов данным бухгалтерского учета. Реальность числящихся на балансе основных фондов проверяется путем сопоставления учетных данных с данными последней инвентаризации, проведенной в организации. Кроме того, комиссия проводит контрольную инвентаризацию (выборочно или полностью) основных фондов;
- соблюдение порядка учета основных фондов, предусмотренного Положением о бухгалтерском учете ПБУ №6/01;
- своевременно ли оформлены соответствующими документами и приняты материально ответственными лицами основные фонды, поступившие в организацию; полностью ли они оприходованы в бухгалтерском учете; не допущены ли нарушения в приобретении основных фондов;
- своевременно ли оформлялся ввод основных фондов в эксплуатацию;
- соблюдается ли действующий порядок ликвидации пришедших в негодность основных фондов; правильно ли оформлены актами их списание; соответствуют ли данные, приведенные в этих актах (о сроках эксплуатации, балансовой стоимости, сумме износа и т.п.) данным учета;
- соблюдается ли порядок отражения в учете выручки от реализации основных средств (доход, полученный от продажи основных средств, является источником формирования прибыли в общеустановленном порядке);
- не допускается ли бесхозяйственность и нарушения в использовании основных фондов; имеются ли случаи незаконного предоставления работникам проверяемой организации в личное пользование хозяйственного инвентаря и другого имущества, приобретенного для организации; при наличии таких фактов следует также установить, взималась ли с этих лиц плата за пользованием имуществом;
- правильность и своевременность начисления износа основных средств;
- наличие регистрации основных средств в налоговых органах.

Проверяя сохранность основных средств, комиссии следует внимательно ознакомиться с имеющимися в организации материалами инвентаризации основных фондов, проверить правильность оформления инвентаризационных описей и сличительных ведомостей и соблюдения сроков рассмотрения ее результатов.

В отдельных случаях может быть организованно повторное проведение инвентаризации основных фондов.

В случае если основное средство получено безвозмездно его первоначальная стоимость определяется как сумма, в которую оценено такое имущество в соответствии с п. 8 ст. 250 НК РФ.

То есть оценка доходов осуществляется исходя из рыночных цен, определяемых с учетом положений статьи 40 НК РФ, но не ниже определяемой в соответствии с главой 25 Кодекса остаточной стоимости.

При этом информация о ценах должна быть подтверждена налогоплательщиком – получателем имущества (работ, услуг) документально или путем проведения независимой оценки.

Как отразить в учете некоммерческой организации списание стоимости ликвидируемого объекта основных средств (ОС), приобретенного за счет средств целевого финансирования и используемого для ведения уставной (некоммерческой) деятельности? Ликвидация осуществляется в связи с полным физическим износом этого ОС. Первоначальная стоимость ликвидируемого объекта ОС составляет 50 000 руб. Износ по данному объекту ОС начислен в полном объеме.

Некоммерческие организации ведут бухгалтерский учет в общеустановленном порядке (п. 1 ст. 32 Федерального закона N 7-ФЗ).

Стоимость объекта ОС, который выбывает, подлежит списанию с бухгалтерского учета (п. 29 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденного Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н).

Согласно абз. 3 п. 17 ПБУ 6/01 по объектам ОС некоммерческих организаций амортизация не начисляется. По ним на забалансовом счете производится обобщение информации о суммах износа, начисляемого линейным способом применительно к порядку, приведенному в п. 19 ПБУ 6/01.

В данном случае на момент ликвидации износ начислен в размере 100% от первоначальной стоимости объекта ОС. Сумма начисленного износа отражена на забалансовом счете 010 "Износ основных средств" (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н).

Поскольку, как указано выше, амортизация по ликвидируемому объекту ОС не начислялась, то он учтен на счете 01 "Основные средства" по первоначальной стоимости.

В общем случае доходы и расходы от списания с учета объектов ОС отражаются в бухгалтерском учете в отчетном периоде, к которому они относятся, и подлежат зачислению в состав прочих доходов и расходов (п. 31 ПБУ 6/01).

В рассматриваемой ситуации списываемый объект ОС приобретался за счет средств целевого финансирования <*> и использовался для ведения уставной (некоммерческой) деятельности.

Согласно Инструкции по применению Плана счетов при использовании средств целевого финансирования на приобретение внеоборотных активов в бухгалтерском учете некоммерческой организации производится запись по дебету счета 86 "Целевое финансирование" и кредиту счета 83 "Добавочный капитал". Следовательно, при принятии к учету данного ОС в учете некоммерческой организации было показано использование средств целевого финансирования на его приобретение, а также был образован добавочный капитал.

В связи с этим считаем, что списание стоимости ликвидируемого в связи с полным физическим износом объекта ОС производится за счет уменьшения средств добавочного капитала и может отражаться бухгалтерской записью по дебету счета 83 и кредиту счета 01. Кроме того, при выбытии ОС списывается сумма накопленного износа с забалансового счета 010 (Инструкция по применению Плана счетов).

Содержание операций Дебет Кредит Сумма Документ
Списана стоимость ликвидированного объекта ОС     50 000 Акт списания объекта ОС
Списана сумма износа, начисленная по ликвидируемому ОС     50 000 Бухгалтерская справка

<*> Все расходы некоммерческой организации, произведенные ею в рамках уставной (некоммерческой) деятельности, покрываются за счет целевого финансирования. При этом источником целевого финансирования могут служить как средства, полученные от других лиц (пожертвования и др.), так и прибыль, полученная от предпринимательской деятельности (см. Письмо Минфина России от 31.07.2003 N 16-00-14/243).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: