Если представленный Сильвером анализ феномена дружбы верен (а я думаю, что он верен) и если мы оценим его в свете более широкого понимания доверия как специфической черты современных социальных формаций, это, как кажется, приведет нас к противоречию между, с одной стороны, идеей доверия как чего-то существующего (или как чего-то могущего возникнуть — данный нюанс окажется для нас важным в дальнейшем) в зазорах любой из систем, не только современных, но и досовременных, и, с другой стороны, представлением о доверии как специфически современном феномене, связанном с существованием именно современных форм социальной организации.
Фактически, я желал бы выразить мысль о том, что оба эти утверждения в определенном смысле верны, но их правота относится к совершенно различным уровням реализации и институционализации данного понятия. Иначе говоря, возможно, что во многих социальных формациях заложен потенциал зарождения доверия. Но в современных обществах доверию принадлежит совершенно уникальная роль. Она заключается в приписываемой этому понятию моральной ценности, в том, как часто оно возникает в нашей жизни и в скольких институционализированных сферах оно фигурирует. Заметим, однако, что возможность доверия и его реальное появление суть не одно и то же. И тот факт, что подобная возможность могла (теоретически) существовать в условиях древних, племенных и других досовременных формаций, еще не говорит о реальном существовании доверия в условиях этих формаций. Ведь я собираюсь доказать, что существование межролевых конфликтов или системных ограничений является хотя и необходимыми, но недостаточными условиями существования доверия. Эти условия создают возможность появления доверительных отношений, но не могут служить основой для их появления. Здесь необходимы некоторые дополнительные условия. В связи с этим соображением, а также в связи с нашим предшествующим рассмотрением феномена дружбы как частного случая доверия, специфичного для устано-
|
|
fn.-р.г Доверие, сегментация... 33
вившейся с XVIII века эпохи модерна, было бы полезным дать хотя бы краткий обзор некоторых современных антропологических подходов к осмыслению феномена дружбы в племенных и других обществах, не принадлежащих К Чападу.
Вот один из фактов, бросающихся в глаза при сопоставлении современных и досовременных социальных учреждений: несмотря на то, что и в древних обществах существовали межролевые конфликты, а значит и системные 01 раничения (проявляющиеся в конфликте формальных обязательств) — здесь можно вспомнить пример с Антигоной — сами по себе эти конфликты и ограничения не порождали ни дружеских, ни взаимодоверительных отношений. ('нмое большее, на что они были способны — это поставить одну систему ролевых идентичностей в привилегированное положение по отношению к другой. Данную мысль проводил Габриель Герман в исследовании о том, как (юязанности дружеского отношения к гостю вступили в конфликт с обязанно-1 гями гражданина.68 Конфликтующие мотивы стали как бы «двумя соперничающими моральными системами... одна из которых была древней, дополи-i пческой, а другая — порождением наличной политической структуры».69 Для пас же здесь не так важна внутренняя противоречивость существовавшей у древних системы обязанностей, как демонстрация представленным анализом Kilo обстоятельства, что ритуализованная дружба была нацелена на то, чтобы сделать личные отношения (между определенными группами внутри социальной элиты) частью системы родственных обязанностей, системы, зачастую опирающейся на традицию нескольких поколений.
|
|
Аналогичная мысль проводилась около сорока лет назад в основополагающей работе С. Н. Айзенштадта о ритуализации личных отношений; в этой работе он рассматривал феномен дружбы в партикуляристских обществах, роли в которых распределяются в соответствии с семейной, родственно-родовой и этнической принадлежностью.70 В этих обществах кровное братство и другие формы ритуализованной дружбы служат цели распознавания экзогамного другого или включения его в круг предписанных ролевых ожиданий. В этих обществах феномен дружбы не имеет ничего общего с доверием, являясь средством введения в систему отношений, не предусмотренных логикой существующей системы.71 Не являясь признанием ограничений системы (ее неспособности обеспечить определения для отношений, основанных не на партикуляристских, а на универсалистских связях), ритуальная дружба служит средством сокрытия или отрицания самого существования внутри системы подобных зазоров. Так, если мы можем сказать, что современные общества действительно так или иначе институционализируют существование системных ограничений (крайних границ ролевых ожиданий) посредством наделения идеи доверия моральным содержанием, а также посредством привлечения образуемого дружбой (отношениями, основанными на чем-то большем, чем полагание на реализацию ролевых ожиданий) межличностного про-
34, Адам Б. Селигмен. Проблема доверия.
странства, то досовременное общество отрицает само существование подобных ограничений, и это отрицание составляет суть такого широко распространенного явления, как ритуальная дружба. И хотя установление псевдородственных отношений действительно зачастую означает появление системы, конкурирующей и конфликтующей с системой наличных родственных отношений (порождая тем самым новые типы ролевых конфликтов и системных ограничений), это не устраняет того факта, что «требования институционали-зованной дружбы, существуют в функциональной связи с существующими правами родства».72 Таким образом, как заметил Эванс-Причард в своем классическом исследовании кровного братства у народности азанде, «никто не мог вступить в договор исключительно по собственной инициативе, так как некоторые условия договора обладали обязательной силой и для родственников, на которых также распространялись возможные санкции. Поэтому следовало сначала посоветоваться с отцом и дядями, и только заручившись их согласием можно было осуществить ритуал кровного братства».73 Как подытожил Роберт Пэн, из исследований, посвященных «институционализированной дружбе, следует, что партикулярной, солидарной группе присуще своевольное манипулирование личностями ее индивидуальных членов. Там, где подобное имеет место, дружба не только институционализируется группой... но и одобряется, а порой даже предписывается ею».74
|
|
В этом смысле, как заметил С. Н. Айзенштадт, «дружба является феноменом, заложенным в основных структурных принципах самих этих обществ. Она не выходит за рамки основной ориентации общества и определяемых этой ориентацией ожиданий членов общества».75 Однако, подобное суждение справедливо в отношении не только современных, но и досовременных обществ: единственное различие состоит лишь в самой ориентации каждого типа общества и порождаемых ею ожиданиях. Члены досовременного общества скованы по рукам и ногам формальными, жестко определенными ожиданиями аскриптивного ролевого поведения; в современных же обществах присутствует еще и нечто, не связанное с подобными предписаниями, и именно это нечто имеет отношение к идее доверия. Как таковой данный феномен придает дружбе совершенно иную динамику, чем та, что прослеживается у древних греков или при первобытнообщинном строе.76
В доказательстве здесь нуждается утверждение о том, что в этих социальных учреждениях феномен дружбы фактически основан на уверенности (confidence) и генерируется системными ограничениями, а отнюдь не доверием к чему-то находящемуся за пределами институционализированных ролевых ожиданий (о конкретном содержании которых мы, как предполагается, еще ничего не знаем).77 Это настолько серьезный тезис, что, следуя Айзенш-тадту и другим, мы готовы видеть в ритуализованной дружбе не что иное как «псевдопопытку» внедриться в систему существующих типов социальных отношений, адекватным представителем которых данная система быть не
Доверие, сегментация... 35
может.78 Подобное достигается не только путем признания аномальности данных отношений, существующих фактически за пределами аскриптивных свя-(сй, а путем перевода (или псевдотрансформации) их, по сути, на язык кровнородственных связей, то есть на единственный язык, обеспечивающий при-шамие системой самого факта наличия этих отношений.79 В данном случае t нойственная всякой системе ограниченная способность отражать социальную действительность во всей ее полноте порождает не какое-либо из тех соци-иш.ных явлений, которые мы воспринимаем как доверие, а, в сущности ведет н преобразованию рассматриваемых отношений в нечто более подобающее поличным классификационным категориям. В этом контексте уместно вспомнить слова одного из респондентов Рэдклиффа-Брауна: «Я могу дразнить брата моей матери, могу взять что-то из его личных вещей, потому что мы с ним (юльшие друзья: ведь я — сын его сестры».80 Здесь дружественные и семейные отношения, доверие и уверенность еще не отделены друг от друга, как у мне, и то, что «позволяет» такому «доверию» подшучивать над другим, дразнить его, совершать смехотворные кражи, — это вовсе не доверие, а уверенность в существовании хорошо репрезентированных (и санкционированных), викриптивных по своей природе ролевых отношений.
|
|
Таким образом, возможность возникновения доверия и его реальное существование — не одно и то же, и смысл дружбы бывает очень разным в различных социальных контекстах. Границы системно определяемого роле-иого поведения несомненно существуют во всех социальных формациях, но но само по себе не гарантирует появления доверительных отношений. Рациональный расчет, на котором строится обмен в контексте «доверительных» отношений, подобных тем, которые исследовал Малиновский на примере Кула 1'инг или современные антропологи — на примере современных племенных пли даже крестьянских обществ, столь же далек от идеализированного доверия в облике «естественной симпатия» Шефтсбери, Фергюсона и других философов-моралистов XVIII века; как далека от наших представлений о дружбе ршуализованная дружба первобытных обществ.81
S Таким образом, и дружба и лежащее в ее основе доверие представляют собой современные феномены и ни в коем случае не являются наследием предыдущих социальных формаций. Поэтому довольно упрощенный взгляд на современность как на общество «чуждых» друг другу индивидов, общество без доверия неверен, как минимум, в некоторых аспектах. Действительно, в условиях нашей формации зачастую (а, возможно, и по большей части) меж людьми ощущается недоверие или дефицит доверия; вместе с тем, лишь в этой формации зарождается потенциал доверия, а значит и возможность реализации этого потенциала. Что же до наивных представлений о царившей в досовременных обществах атмосфере доверия, на деле все это было не чем иным, как уверенностью в осуществимости четко отрегулированных и единодушно санкционированных ролевых ожиданий (аскриптивных по своей
Адам Б. Селигмен. Проблема доверия.
природе). Системно определяемые ролевые ожидания могут быть либо аск^ риптивными, либо неаскриптивными, они могут основываться либо на отношениях родства (реального или «вымышленного»), либо на договорных обязательствах (таких, как те, что существовали, например, между Аннетт Байер и водопроводчиком). В обоих случаях, жизнеспособность существующей системы зависит не от «доверия», а от «уверенности» в наличных формах социальных отношений (и, в конечном счете, от их легитимности).Этотмомент заслуживает особого внимания. Ибо мы склонны представлять себе современность как цивилизацию, весьма отличную по типу от прочих разновидностей социальной организации. Различие таких дихотомических категорий, как статус и договор, Gemeinschaft и Gesellschaft, аскриптивное и достигнутое в процессе жизни, механическое и органическое подчеркивалось в многочисленных социальных исследованиях, начиная с Тенниса и кончая Парсонсом. Я далек от утверждений, будто этих различий не существует или будто они не важны для понимания современных социальных формаций. Я утверждаю лишь то, что эти различия затрагивают природу классификации систем и потому имеют значение для изучения различных основ уверенности в различных системах; а это совсем другая тема. Любая система, первобытнообщинная или договорная, основанная на статусе или на [общественном] договоре, если только она хочет выжить, должна быть уверена в адекватности собственной классификационной схемы. То «доверие», которым, как кажется многим, связаны между собой члены племенной, крестьянской и прочих досовременных социальных систем, представляет собой не доверие, а уверенность в данном конкретном виде социальной организации, основанной на аскриптивных категориях (это же верно и относительно современной Японии).82
Подчеркивая этот момент, мы не должны игнорировать того факта, что доверие способно появиться лишь в позднейшем типе обществ — в обществах, основанных а приобретаемых в ходе жизни ролевых ожиданиях, в обществах, сплачиваемых органическими формами солидарности, при которой взаимные обязательства являются следствием не статуса членов общества, а существующих между ними договорных отношений. Об уверенности же можно сказать, что она либо существует, либо не существует при любых формах социальной организации. Кроме того, уверенность может существовать в неодинаковой мере, о чем свидетельствуют антропологические исследования конкретных случаев влияния на первобытные общества Запада, развязавшего процесс социального разобщения и утраты доверия в племенных формах социальной организации. Именно об этом говорит Харт в вышеупоминаемом исследовании фрафасов и особенно Эванс-Причард — в исследовании народности азанде — замечая, что «со времен оккупации этой страны европейцами... народ ее уже не принимает всерьез своих былых обязанностей... обычаи исчезли... утратив свою примордиальную моральную силу».83 (Данные факты в настоящее время составляют основное содержание антропологичес-
Доверие, сегментация... 37
кой литературы.) Между тем, доверие являет собой атрибут исключительно гонременных обществ. Но как объяснить это своеобразие, эту однозначную гиязь отношений доверия (или, точнее, возможности их появления) исключительно с современными социальными формациями?
Учитывая характер проведенного выше анализа, представляется целесообразным начать поиск причин возникновения доверия как специфически современного феномена с изучения разновидностей системной дифференци-нции. Речь идет не о том, чтобы признать неодинаковую значимость системы н современных и досовременных обществах, хотя факт нарастания дифференциации несомненно имеет место. А усиление дифференциации означает унеличение числа ролей. Преумножению ролевого разнообразия в современном высокодифференцированном обществе сопутствует также и коренное преобразование природы существующих в данном обществе статусных позиций.84 Ибо по мере увеличения числа ролей каждая из ролей обедняется с точки зрения охватываемых ею типов поведения. Каждая из ролей содержит в скоей статусной системе все меньшее число членов, олицетворяющих отдельный статусный тип. И хотя — благодаря преумножению числа ролей и роле-iii.ix систем — в целом в системе референтов каждого отдельного «я», вероятно, оказывается все большее число релевантных других, каждая из ролей сама но себе включает все меньше самостоятельных статусов и потому определяет нее меньший набор поведенческих стереотипов. Так, например, существует тенденция определять природу тех отношений, в которых участвует индивид, пступающий в современный профессиональный статус (и в сопутствующие:)тому статусу ролевые системы) исключительно через данный конкретный статус (хотя, конечно, каждый может вступить в брак со своим учителем, клиентом, врачом и т.д.). Многие из современных статусных позиций предполагают большее число релевантных других (членов данной статусной системы), чем в случае с традиционными профессиональными статусами. (Можно утверждать, что женщина, работающая юристом в современной корпорации, окружена большим числом членов тех статусных систем, в которых сама она участвует, чем бедуин — погонщик скота. Верно и то, что некоторые современные статусы предполагают участие в меньшем числе статусных систем, чем это имеет место в традиционных обществах — взять хотя бы отношения и браке). Однако, гораздо меньше взаимоналожений имеет место между различными статусами в конкретном ролевом наборе каждой из ролей. Фактически, в этом и состоит истинное значение системной дифференциации.85 С одной стороны, ролей стало больше, а с другой, каждая из ролей стала более дискретной с точки зрения принадлежности к какому-то одному типу или набору отношений (взаимодействие, обязательство, преданность). В досовременных обществах было меньше статусов и, скорее всего, меньше наборов ролей, включенных в каждый статус, но каждая роль определяла многообразие типов статуса. Именно этот тип социальный организации был назван Эр-
Адам Б. Селигмен. Проблема доверия.
нстом Геллнером «многонаправленным» («multistranded»); например, в условиях такой социальной организации «человек, покупающий что-либо у соседа, имеет в его лице не только продавца, но и с родственника, сотрудника, союзника или соперника, а также потенциального свата, сотоварища, заседающего вместе с ним в суде присяжных, участвующего в отправлении одних и тех же обрядов, в обороне деревни, в ведении местного самоуправления».86 Все это очень отличается от «однонаправленной» связи, в которую вступаем мы, когда покупаем товар — ведь нас заботит при этом только то, чтобы приобрести наилучший товар по самой дешевой цене.
Поясним сказанное всего лишь одним дополнительным примером. Как член американского общества конца XX века, я сам, несомненно, выполняю больше ролей, чем мой современник — бедуин или современный крестьянин из провинции Лангедок. К тому же мой статус университетского профессора, вероятно, содержит в себе большее число ролевых наборов, чем статус большинства профессий в несовременных обществах. В своей совокупности все эти факторы обеспечивают мне больший набор (потенциально конфликтных) референтных групп (относящихся как к моим различным ролям, так и к членам различных наборов ролей внутри любой из этих ролей). Однако, в рамках каждого отдельного статуса (какие бы множественные ролевые наборы он ни вбирал в себя) мои отношения с участниками данной наборы ролей будут определяться исключительно ожиданиями, связанными с данным конкретным статусом, а не каким-то другим из статусов, обладателем которого я являюсь. Так, например, мои сыновни обязанности в отношении больной матери могут иметь лишь маргинальное отношение к различным членам моей профессиональной ролевой системы. Правда, внутри единого статуса мои различные обязательства будут сохранять некоторую релевантность в отношении различных участников данного набора ролей. Так, со своими коллегами я могу обсуждать свои обязанности в отношении собственных студентов (например, для того, чтобы оправдать собственную непродуктивность в качестве исследователя), и это, пожалуй, будет вполне правомерным поведением — в отличие от попыток обосновать свою непродуктивность необходимостью выполнять определенные семейные обязанности. В целом, современные социальные отношения характеризуются:
а. Меньшим числом статусных позиций, охватываемых одной ролью;
б. Большим количеством ролей;
в. Большей усложненностью и дифференциацией ролевых систем внутри
отдельно взятой статусной позиции;
г. Большим числом референтных групп.
Графически данное различие между современными и досовременными обществами отражено в следующей схеме: <,,
вы. Доверие, сегментация...
Досовременноесостояние '*• гь
Матрица отношений для роли А
меч
«Г
• ж
с |
Современное состояние
Матрица отношений
Я для роли А
ш | в | С | D |
е | F | G. | Н |
i | J | К | £. |
м | N | О | Р |
А-Р ^> социальные роли 1 | =^ роли в системе
\__) => статусные позиции
Г~\ => наборы ролей
■т
Вышесказанное относится к числу общеизвестных истин, но какое отношение имеет все это к нашему исследованию феномена доверия? Выдвигае-мпя мною гипотеза состоит в том лишь, что чем больше число ролей или ста-гусов (и чем сложнее, следовательно, заключенные в одной статусной позиции наборы ролей), тем больше вероятность возникновения между этими ролями и между (санкционирующей) властью различных членов системы ролей п)го типа конфликтов и противоречий, что были рассмотрены Робертом Мер-iоном. Чем больше ролей, тем больше места или пространства для вышеописанных типов «мертоновского» диссонанса и, следовательно, тем больше вероятность того, что определенная ролевая деятельность будет все более недоступной для взора других членов ролевой системы (внутри каждой отдельно иэятой роли) или для носителей различных ролей. Короче, чем более дифференцированной является система и чем активней будет вызванный этой дифференциацией рост числа ролей, тем больше будет вероятность того, что какой-то конкретной роли (или наборе ролей) будет придана определенная степень лабильности, а значит, увеличится вероятность — а может быть и необходимость— взаимоприспосабливания ролевых ожиданий. А увеличение неопределенности и взаимоприспособляемости ролевых ожиданий увеличивает вероятность возникновения доверия как формы социальных отношений. (Следствием этого должно также стать и увеличение вероятности появления недоверия). Вообще говоря, чем в меньшей мере уверенность в системе ролевых ожиданий воспринимается как некая данность (вследствие системно «насаждаемой» возможности диссонанса ролевых ожиданий и их реального осуществления), тем труднее бывает установить ролевое взаимодействие, и тогда единственным выходом становится установление доверия.87 Так, окольными путями мы приходим к идее, выдвинутой одновременно Луманом и Хардин-
Адам Б. Селигмен. Проблема доверия.
гом, о том, что уверенность в современной системе ролевых ожиданий осуществима только через доверие на личном уровне. Однако, в нашем прочтении доверие следует понимать как нечто возникающее в зазорах системно заданных ролевых ожиданий — в той самой лабильности, которая является отличительной чертой современных систем уверенности и создает возможность возникновения доверия таким путем, какой был невозможен при других формах социальной организации.
Для того чтобы лучше уяснить себе данный аспект доверия, есть смысл вспомнить осуществленное Мери Дуглас рассмотрение ограниченного и подробного кодов социальной классификации и контроля. Опираясь на лингвистический анализ Бэзила Бернштейна, Дуглас разработала топологию двух разных способов социальной коммуникации и классификации, являющихся, в сущности, топологией системной организации.88 Первая определяется «ограничительными правилами» (это выражение она заимствует у Бернштейна), акцентирующими определенность отношений, отдающими предпочтение солидарности (членов) перед различиями и апеллирующими к кодам обезличенного статусного поведения, а также к тому, что объекты рассмотрения (в данном контексте — носители ролей) являются схожими с другими представителями данной группы по существу. В отличие от этого, «подробный» код коммуникации (а также контроля и санкций) основан на личных отношениях и апеллирует к разуму и абстрактным принципам. Санкции и регулирование (в данном случае, подтверждение ролевых ожиданий) осуществляются им через обращение к мыслям и чувствам носителей ролей.
Бэзил Бернштейн осуществил разработку ограниченного и подробного речевых кодов в рамках исследования механизмов контроля, действующих среди различных по типу лондонских семей. Мери Дуглас распространила эту разработку на более крупные социальные системы. Само собой разумеется, результаты ее исследования непосредственно применимы и к устоявшейся классификации, подразделяющей все общества на традиционные и современные. В определенных отношениях ее работа представляет собой не более чем попытку сформулировать по-новому хорошо известные различия, вместе с тем, она помогает нам выделить объект анализа, ибо обращает внимание именно на спорные стороны конкретного определения ролей. Если ролевые ожидания ориентированы не на солидарные группы, а на личности и принципы, тогда, как указывалось выше, сущность их характеризуется той лабильностью и приспособляемостью, которые невозможны в случае, если выполнение ролей жестко определено с точки зрения соответствия образу действия прочих членов группы. Кроме того, если система ориентирована на увеличение собственной приспособляемости к выполнению определенных ролей, она должна ориентироваться также и на возрастание доверия (или, по крайней мере, на возможность появления такового).
Чем активнее происходит взаимоприспособление, тем больше потребность в доверии, ибо тем меньше остается возможностей для объяснения пределов
Доверие, сегментация... 41
и 1 одержания конкретных ролевых ожиданий при помощи жестких или фор-мнпмчованных правил. А именно в этом и заключается релевантность различных типов ролей в различных социальных учреждениях; тот факт, что традиционные роли вбирали в себя различные статусные позиции, служит объяснением тому обстоятельству, что регулирование исполнения ролей происходило мри помощи формализованных ограниченных поведенческих кодов. Самим гноим существованием такая система переплетающихся ролей отвергала всяческую возможность взаимоприспособления. В современных же социальных формациях увеличение различий между статусом и ролями создает возможность такого взаимоприспособления и одновременно порождает потребность и нем; первое (создание возможности) осуществлялось благодаря разграничению ролей и статусов и определению ролей в терминах одного дискретного гтитуса (конечно, это следует понимать в идеально-типическом смысле); второе (потребность) обусловливалось появлением возникающих вследствие та-fcoro разграничения конфликтов как внутри ролей, так и между ролями.
Однако, мы еще не дали определения доверию. Мы все еще толком не понимаем, что оно такое. Мы знаем, что оно отличается как от веры, так и от умеренности и что его появление не только обладает ролевой взаимоприспо-щГшяемостью, но и обусловливается ею — или, если сформулировать этот 1ГШС в более общем виде, оно обусловливается наличием диссонанса или ■■пробела» в определении ролевого поведения. Подобные диссонансы могут проявляться на различных уровнях и обусловливаться различными факторами. В исследовании Харта в качестве причины их возникновения названа i рансформация одного набора ролевых ожиданий в другой. Между тем, мы попытались доказать, что возникновение диссонансов может и не быть переходными явлением: порождать диссонансы способна и сама социальная система. Ведь нашей целью было доказать, что один из важных аспектов современных социальных формаций с их высоким развитием разделения труда является именно то обстоятельство, что сама природа ролевой дифференциации (а, точнее, ее масштабы) порождают возможность появления доверия; а >та возможность, повторим, открывается в связи с подвижностью и приспособляемостью, которые присущи ролевому поведению в контексте современных социальных структур. Все это само по себе есть не экспликация понятия доверия, а уяснение того, почему в современных социальных формациях усиливается его присутствие (или, возможно, возрастает ощутимая потребность и нем). Таким образом, факторами, порождающими потребность в доверии, являются те системно структурированные пределы, которые ограничивают уверенность в условиях высоко дифференцированных современных систем.
Этот вывод позволяет нам лучше понять суть возникшей в XVIII веке и продолжающей формироваться идеи дружбы как моральной ценности. Теперь мы в состоянии теоретически осмыслить историческую аргументацию Ллана Сильвера. Ибо содержанием обусловившей возникновение дружбы
Адам Б. Селигмен. Проблема доверия.
трансформации социальных отношений являлось именно возрастание социальной дифференциации — того самого «различия в призваниях» и того углубления разделения труда, которые приковали к себе внимание философов-моралистов XVIII века, усмотревших во 'всем этом определяющие черты цивилизованного или «воспитанного» общества.89 Это «разделение искусств и профессий»*, на котором основывалось богатство и процветание наций, оказалось враждебным существовавшим типам ассоциации, основанным на солидарных групповых идентичностях. Как отмечал Адам Фергюсон: