Правовые основы организации и деятельности нотариата в РФ

Согласно ст. 1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-1 <1>, нотариат призван обеспечивать защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий.

Более удачное легальное определение понятия «нотариат» дано во вступившем 14 мая 2006 г. в законную силу Законе г. Москвы от 19 апреля 2006 г. "Об организации и деятельности нотариата в городе Москве", согласно ст. 1 которого "нотариат в городе Москве как институт гражданского общества действует в целях защиты гарантированных Конституцией РФ прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации".

В науке вопрос о правовой природе нотариата как явления юридической действительности однозначно не решен. В современной правовой литературе термин "нотариат" не имеет однозначного толкования и используется в основном в следующих значениях: как система органов, осуществляющих функцию государства по защите прав и законных интересов граждан, юридических лиц и общества в целом, органов, наделенных в соответствии с законодательством властными полномочиями; как правовой институт, призванный обеспечить стабильность гражданского оборота, а также защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц посредством совершения нотариальных действий; как отрасль законодательства, нормами которой регулируется нотариальная деятельность; как отрасль (подотрасль) юридических знаний, в том числе научно-теоретических о нотариате как правовом институте, а также как учебный курс, предметом которого является изучение вопросов нотариального производства и деятельности его участников в нотариальной сфере.

Неоднозначным также является вопрос о правовой природе органов нотариата.

Некоторые авторы придерживаются мнения, что нотариат представляет собой систему государственных органов и должностных лиц, на которых возложено выполнение предусмотренных законом действий в установленном законом порядке в целях обеспечения защиты прав и охраняемых законом интересов граждан и юридических лиц.

Другие ученые определяют нотариат как систему органов юстиции, а также должностных лиц, которым в соответствии с Основами о нотариате предоставлено право совершать нотариальные действия.

Рассмотрим основные элементы, определяющие правовую природу нотариата.

Прежде всего, характеризуя современный российский нотариат, следует отметить, что он имеет уникальную двойственную природу, функционируя на грани публичных и частных интересов, а потому является связующим звеном между государством и гражданским обществом.

С одной стороны, нотариус - это лицо, уполномоченное государством на выполнение государственной функции по защите прав и свобод граждан, действующее от имени государства, с другой - представитель свободной профессии, выступающий в качестве независимого консультанта сторон. При этом, нотариус выполняет свои функции самостоятельно и независимо от органов государственной власти.

В какой же форме происходит сочетание частных и публичных функций нотариата?

В соответствии со статьями 10 и 11 Конституции России государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Нотариат не входит структурно ни в одну из перечисленных ветвей власти и не является организационно государственным органом. Тем не менее, все более широкое признание в науке теории государства и права и в практике государственного строительства получает мнение, согласно которому, в отдельных исключительных случаях негосударственные структуры и представители имеют право по специальному поручению государства осуществлять некоторые функции государства

Нотариат и является одним из таких институтов.

Таким образом, нотариат представляет собой негосударственный институт, которому в соответствии с частью 1 ст.1 Основ о нотариате делегированы отдельные полномочия государства по осуществлению одной из важнейших государственных функций - защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц. Иными словами, нотариат наделен полномочиями государственно-властного характера и своей деятельностью реализует публичную власть государства.

Наличие публичного начала в правовой природе нотариата некоторыми учеными связывается с тем, что засвидетельствованные нотариусами факты и документы приобретают официальный, т.е. подтвержденный государством, характер.

Кроме того, публичность в деятельности органов нотариата также проявляется в следующих признаках:

Во-первых, нотариат формируется по воле государства, в частности, создается правовая основа деятельности нотариата; значительную роль в учреждении и ликвидации должности нотариуса играют органы системы Министерства юстиции.

Во-вторых, публичность деятельности нотариата проявляется в том, что нотариусы осуществляют нотариальные действия от имени государства - РФ.

В-третьих, нотариат выполняет строго определенный, установленный в законодательном порядке вид деятельности - нотариальную деятельность, осуществляемую путем совершения нотариусами только предусмотренных законодательными актами нотариальных действий.

В-четвертых, публичная по характеру нотариальная деятельность осуществляется в строго определенных государством процессуальных формах. Несоблюдение процессуальных правил совершения нотариального действия влечет его недействительность.

В-пятых, государство осуществляет контроль за деятельностью нотариусов: судебный контроль за законностью нотариального действия или отказа в его совершении и контроль за исполнением профессиональных обязанностей нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, который осуществляется уполномоченным государством органом. В отношении частнопрактикующих нотариусов такой контроль по поручению государства осуществляют нотариальные палаты субъектов РФ. Существуют и иные формы контроля, в том числе, прокурорский, контроль со стороны фискальных органов и пр.

В чем состоит основное содержание деятельности органов нотариата?

Нотариат представляет собой систему органов и должностных лиц, которые осуществляют юридическую деятельность, направленную на подтверждение и закрепление бесспорных фактов и прав.

Оказываемая институтом нотариата юридическая помощь имеет определенные признаки, позволяющие отграничить ее от иных видов юридической помощи, оказываемой государственными и негосударственными органами и институтами.

Прежде всего, по своему характеру оказываемая нотариатом помощь должна быть юридической, то есть прямо или косвенно затрагивать урегулированные законом права, свободы и обязанности конкретного индивида, связанные с совершением конкретного юридического действия.

С рассмотренным признаком тесно связан следующий признак квалифицированной юридической помощи, оказываемой нотариатом, - это бесспорный характер правоотношений, на которые распространяется "юрисдикция" нотариата. Кроме того, нотариусы не разрешают споры о праве материальном - это прерогатива судов.

Третий признак оказываемой нотариатом юридической помощи - это ее квалифицированный характер. Понимание "квалифицированности" оказываемой нотариатом юридической помощи включает в себя два аспекта. Первый аспект - эта помощь оказывается нотариусами на профессиональной основе. В отечественной юридической литературе понятие "профессиональная деятельность" введено в научный оборот А.Э. Жалинским применительно к профессиональной юридической деятельности или применительно к профессиональной деятельности юриста. "Любой вид деятельности... должен осуществляться именно профессионально, а не дилетантски, не случайными, мало что знающими и еще меньше умеющими людьми. Признак профессионализма деятельности означает: осуществление деятельности по принятым методикам; соблюдение требований к ее процессу и результатам; возмездность деятельности; влияние субъекта на осуществляемую им работу " Профессионализм осуществления нотариальной деятельности обеспечивается строгими требованиями к кандидату на должность нотариуса. Второй аспект - квалифицированный характер оказываемой нотариатом юридической помощи включает такой необходимый элемент, как качество этой помощи. Критериями "качества" юридической помощи являются несколько факторов. Прежде всего, все действия нотариуса должны соответствовать закону.

Признак законности юридической помощи, оказываемой нотариусами, воплощается в полном и точном соблюдении ими требований законов в процессе профессиональной деятельности и гарантируется возможностью судебной защиты. В процессе оказания правовой помощи должны также соблюдаться и требования профессиональной этики, морали и нравственности. При производстве нотариальных действий нотариус должен не просто принимать во внимание, но и использовать в качестве руководящего принципа требование об этичности собственного поведения, даваемых консультаций, совершаемых действий по удостоверению (свидетельствованию) нотариального акта.

Помимо правомочия по совершению нотариальных действий, ст. 15 Основ законодательства РФ о нотариате, предоставляет нотариусам право на осуществление следующих видов юридической деятельности: право составлять проекты сделок, заявлений и других документов; изготавливать копии документов и выписки из них; давать разъяснения по вопросам совершения нотариальных действий; истребовать от физических и юридических лиц сведения и документы, необходимые для совершения нотариальных действий; представлять заявления о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и иные необходимые документы в регистрирующий орган, в случае нотариального удостоверения им соответствующей сделки, а также получать свидетельства о государственной регистрации прав и иные документы для передачи их лицам, в интересах которых осуществлялась такая государственная регистрация.

Правовое регулирование организации и деятельности нотариата, в соответствии с п. «л» ч.1 ст. 72 Конституции РФ, находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ.

Во главе системы источников права, регламентирующих порядок организации и деятельности нотариата, стоит Конституция РФ, а также конституции (уставы) субъектов РФ.

Следующим по юридической силе и важности источником являются Основы законодательства РФ о нотариате от 11.02.1993г. с последующими изменениями и дополнениями. Это комплексный нормативный акт, состоящий из 109 статей, регламентирующий как организационные основы деятельности нотариата, так и правила совершения нотариальных действий.

При этом необходимо учитывать содержание постановлений и определений Конституционного Суда РФ, в которых дается конституционное толкование отдельных положений Основ. В качестве примера можно привести Постановление Конституционного Суда РФ от 19 мая 1998 г. N 15-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 2, 12, 17, 24 и 34 Основ законодательства РФ о нотариате».

Порядок организации нотариата также определяется подзаконными актами, большую часть которых составляют нормативные акты Министерства юстиции РФ, утвержденные совместно с Федеральной нотариальной палатой РФ. В частности: Положение о квалификационной комиссии по приему экзамена у лиц, желающих получить лицензию на право нотариальной деятельности, утверждено решением Правления Федеральной нотариальной палаты от 20 марта 2000 г. и приказом Минюста РФ от 14 апреля 2000 г. N 132; Положение об апелляционной комиссии по рассмотрению жалоб на решения квалификационных комиссий по приему экзаменов у лиц, желающих получить лицензию на право нотариальной деятельности, утверждено решением Правления Федеральной нотариальной палаты от 26 мая 2000 г. и приказом Минюста РФ от 21 июня 2000 г. N 178; Положение о порядке проведения конкурса на замещение вакантной должности нотариуса, утверждено решением Федеральной нотариальной палатой 15.01.1997г. и приказом Минюста РФ от 17 февраля 1997 г. N 19-01-19-97; Порядок прохождения стажировки лицами, претендующими на должность нотариуса, утвержден приказом Минюста РФ 21 июня 2000 г. N 179 и решением Правления Федеральной нотариальной палаты от 26 мая 2000г.

Порядок совершения нотариальных действий нотариусами в настоящее время определяется Методическими рекомендациями по совершению отдельных видов нотариальных действий нотариусами Российской Федерации, утвержденными приказом Минюста РФ от 15 марта 2000 г. N 91; приказом Минюста РФ от 10 апреля 2002 г. N 99 «Об утверждении форм реестров для регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств и удостоверительных надписей на сделках и свидетельских документах».

Порядок совершения нотариальных действий в населенных пунктах, где нет нотариусов, регламентируется Инструкцией о порядке совершения нотариальных действий главами местных администраций поселений и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления поселений, утвержденной приказом Минюста РФ от 27 декабря 2007 г. N 256.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: