Чем больше людей присутствует в зале, тем более официальной обыч- но должна быть речь. И наоборот, излишняя официальность речи перед небольшой аудиторией кажется неуместной. Если при обращении к боль-шой аудитории чтение речи «по бумажке» допустимо и в некоторых слу-чаях желательно (например, речь во время крупного протокольного ме-роприятия), то немногочисленная аудитория предполагает живое общение, естественное взаимодействие со слушателями. Интересный случай представляют теле- и радиообращения: с одной стороны, ауди- тория может состоять из нескольких миллионов человек, но, с другой стороны, члены аудитории рассеяны в пространстве, каждый слушает оратора в одиночестве или в компании с одним-двумя другими слуша-телями, и поэтому стиль выступления по телевидению или радио должен быть приближен к стилю общения в малых группах.
Аудитория, присутствующая в зале при произнесении речи, может
представлять собой толпу как «случайное собрание людей», «организованную массу», «коллектив, собранный для специального обсуждения» или собрание смешанного типа [15]. Американские ученые выделяют шесть типов аудитории, от наиболее разобщенной («аудитория прохо- жих») до максимально единой («организованная аудитория») [32]. Раз- личия внутри аудитории могут существовать на уровне эмоций, ком-
|
|
петентности, социально-демографических характеристик, идейных позиций и отношения к оратору. Те же факторы бывают источниками единства аудитории.
Эмоциональное состояние
Часто уже до начала речи члены аудитории объединены общими эмоциями, которые можно предугадать заранее, если проанализировать время, место и повод выступления. Кроме того, оратор может при помощи речи вызвать у аудитории новые эмоции, приглушить или усилить ранее возникшие чувства, переключить эмоции аудитории с одного объекта на другой.