Численность и степень единства

Чем больше людей присутствует в зале, тем более официальной обыч- но должна быть речь. И наоборот, излишняя официальность речи перед небольшой аудиторией кажется неуместной. Если при обращении к боль-шой аудитории чтение речи «по бумажке» допустимо и в некоторых слу-чаях желательно (например, речь во время крупного протокольного ме-роприятия), то немногочисленная аудитория предполагает живое общение, естественное взаимодействие со слушателями. Интересный случай представляют теле- и радиообращения: с одной стороны, ауди- тория может состоять из нескольких миллионов человек, но, с другой стороны, члены аудитории рассеяны в пространстве, каждый слушает оратора в одиночестве или в компании с одним-двумя другими слуша-телями, и поэтому стиль выступления по телевидению или радио дол­жен быть приближен к стилю общения в малых группах.

Аудитория, присутствующая в зале при произнесении речи, может

 

представлять собой толпу как «случайное собрание людей», «организо­ванную массу», «коллектив, собранный для специального обсуждения» или собрание смешанного типа [15]. Американские ученые выделяют шесть типов аудитории, от наиболее разобщенной («аудитория прохо- жих») до максимально единой («организованная аудитория») [32]. Раз- личия внутри аудитории могут существовать на уровне эмоций, ком-


петентности, социально-демографических характеристик, идейных по­зиций и отношения к оратору. Те же факторы бывают источниками един­ства аудитории.

Эмоциональное состояние

Часто уже до начала речи члены аудитории объединены общими эмоциями, которые можно предугадать заранее, если проанализировать время, место и повод выступления. Кроме того, оратор может при по­мощи речи вызвать у аудитории новые эмоции, приглушить или уси­лить ранее возникшие чувства, переключить эмоции аудитории с одно­го объекта на другой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: