Задания и упражнения. Задание 1. Определите вид речи — выступление на совещании, митинге, деловой презентации, праздничном приеме

Задание 1. Определите вид речи — выступление на совещании, митинге, деловой презентации, праздничном приеме, рабочей встрече.


1) Друзья мои!
Земляки!
Уральцы!

Я снова с вами!

На своей родине!

Я смотрю в ваши лица, родные, близкие, добрые. Когда трудно, мы всегда были вместе. Вы — моя опора. Если бы не вы, не ваша твердая вера, наверное, не смог бы выстоять.

Вы, дорогие земляки, лучше всех знаете меня, мою жену, мою се­мью. Вот они перед вами, за моими плечами.

А за вашими плечами — Урал. За вашими плечами — вся Россия.

2) Владимир Владимирович, с 2006 г. Правительство России перехо­дит к трехлетнему финансовому планированию, и уровень утверждения финансового плана на три года должен повыситься до решения в виде распоряжения Правительства, то есть теперь будет приниматься не только утвержденный Государственной Думой бюджет на один год, но и трех­летний финансовый план, утвержденный Правительством. Соответствен­но каждый год финансовый план будет пересматриваться на очередные три года. Каждый год будет приниматься очередной трехлетний финан­совый план.

3) Дорогие друзья!

От всей души поздравляю вас с наступающим Новым годом.

В эти дни принято подводить итоги уходящего года, оценивать дела и результаты работы. Сегодня я с гордостью могу сказать, что коллектив филиала выполнил годовое задание и улучшил все без исключения по­казатели. Мы смогли достичь таких замечательных результатов, работая вместе одной слаженной командой.

Я хочу пожелать вам и вашим родным и близким счастья в наступа­ющем году. Пусть Новый год принесет вам только хорошее!

4) Добрый день!

В моем выступлении я остановлюсь на некоторых итогах кадровой политики нашего банка. Сегодня я представлю результаты анализа, про­веденного отделом персонала. В прошедшем году особое внимание уде­лялось кадровому составу сотрудников. Набор велся преимущественно из числа перспективной вузовской молодежи и учащихся специализи­рованных средних учебных заведений. Следует подчеркнуть, что образо­вательный уровень работников банка заметно повысился. Так, 52% со­трудников против 48% в предыдущем году имели высшее образование, а 18% против 13% закончили средние специальные заведения. При этом многие сотрудники продолжают учиться в вузах по основным направле­ниям деятельности банка.

5) Дамы и господа!

Большое спасибо, что вы нашли время прийти на нашу встречу. Разрешите мне представить вашему вниманию интернет-проект «Brandmanager. ru». Он создан как для профессиональных бренд-ме-


неджеров, так и для тех, кто только делает первые шаги в освоении этой интересной и нужной профессии.

Задание 2. Опишите состав Государственной Думы четвертого созыва (2003—2007 гг.) с точки зрения единства аудитории и социально-де­мографических характеристик (фактическую информацию можно найти на сайте http://www.duma.gov.ru/), компетентности в вопро­сах образования и возможного отношения к реформам в сфере об­разования, а также с точки зрения возможного отношения к мини­стру образования и науки А. А. Фурсенко и руководителю фракции «Родина» Д. О. Рогозину.

Проанализируйте, насколько приведенные ниже тексты выступ­лений этих ораторов на пленарном заседании Государственной Думы 15 июня 2005 г. соответствуют характеристикам парламентской ауди­тории. В чем именно проявляется соответствие или несоответствие речей аудитории?

Полную стенограмму пленарного заседания от 15 июня 2005 г. можно найти в базе данных Государственной Думы: http://wbase. duma.gov.ru/steno/nph-sdb.exe.

Председательствующий:

Уважаемые коллеги, сейчас ровно 11 часов... Сейчас мы начинаем «правительственный час». Блок вопросов «Образование и наука». О ме­рах, принимаемых Правительством Российской Федерации, по созданию нормативной правовой базы для реализации прав граждан Российской Федерации в получении общедоступного и бесплатного общего образо­вания, профессионального образования, повышения качества и конку­рентоспособности образовательных услуг. С информацией выступает министр образования и науки Российской Федерации Андрей Алексан­дрович Фурсенко. Пожалуйста.

А. А. Фурсенко:

Глубокоуважаемый Борис Вячеславович, глубокоуважаемые депу­таты!

Прежде всего я хочу сказать, что в самой теме, которая была обозна­чена Государственной Думой, содержатся те ориентиры, ради которых мы предлагаем сегодня осуществлять дальнейшую модернизацию нашей российской системы образования, — это обеспечение и получение об­щедоступного бесплатного общего образования, повышение качества профессионального образования и конкурентоспособность образова­тельных услуг.

В настоящий момент мы руководствуемся следующими одобренными Правительством Российской Федерации приоритетными направлениями развития образования: формирование современной системы непрерывного профессионального образования, повышение качества профессионального образования, повышение инвестиционной привлекательности сферы об-


разования и обеспечение доступности качественного общего образования, а также переход на принцип подушевого финансирования и формирова­ния эффективного рынка образовательных услуг.

25 мая Правительством был утвержден комплекс мер по реализации данных приоритетов. Все меры могут быть разделены условно на три груп­пы: ресурсное обеспечение, организационное обеспечение и норматив­но-правовое обеспечение образования. Говоря о ресурсном обеспечении, я должен отметить, что за последние годы в этом вопросе наметились положительные тенденции. Объемы финансирования образования про­должают увеличиваться, укрепляется учебно-материальная база образо­вательных учреждений, растет инвестиционная составляющая целевых программ. Особо надо сказать о непрограммной части нашей инвести­ционной деятельности, складывающейся в основном из объектов, фи­нансируемых из федерального бюджета целевым порядком по инициа­тиве депутатов Государственной Думы...

Вместе с тем следует отметить, что дальнейшее ресурсное обеспече­ние образования не будет эффективным, если не менять организацион­ные механизмы в системе образования. В рамках организационного обес­печения в ближайшие годы нам предстоит обеспечить общественное участие в управлении образованием...

Второе направление. Нам необходимо разработать новые образова­тельные стандарты. В общем образовании они должны касаться не толь­ко содержания образования, но и условий осуществления образователь­ной деятельности. Это позволило бы нам несколько выровнять ситуацию с материальным обеспечением школ в регионах. Также предстоит разви­вать общенациональную систему оценки качества образования. Стоит отметить, что за последние месяцы несколько общественных и предпри­нимательских организаций проявили инициативу создания рейтинговых агентств, деятельность которых будет направлена на оценку образова­тельных ресурсов, исходя из потребностей экономики страны.

Теперь я хотел бы подробней остановиться на нормативно-право­вом обеспечении образования. Все разработанные и разрабатываемые сегодня нормативные правовые акты можно условно разделить на четы­ре группы. В каждой группе доминирует та или иная направленность за­конодательных изменений. Первая группа законов направлена на обес­печение доступности образования. К ней можно отнести законопроект о предоставлении льгот на получение профессионального образования лицам, отслужившим в Вооруженных Силах по контракту не менее трех лет, а также законопроект об образовательных субсидиях. Вторая группа законов посвящена оценке качества образования. Это законопроекты о введении единого государственного экзамена и о создании систем госу­дарственного контроля и надзора в сфере образования. Третья группа законов обеспечивает структурные изменения системы образования. В эту группу входят законопроект об уровнях высшего профессиональ­ного образования и законопроект об интеграции науки и образования. И наконец, четвертая группа законов направлена на расширение учас­тия работодателей в развитии профессионального образования. Сюда


можно отнести законопроекты о регламентации дополнительного про­фессионального образования и о расширении прав работодателей.

Несколько слов о каждом из перечисленных законопроектов. Зако­нопроект о предоставлении льгот на получение профессионального об­разования лицам, отслужившим в Вооруженных Силах по контракту не менее трех лет в должностях солдат, сержантов и старшин, предусматри­вает для данной категории лиц предоставление возможности внеконкурс­ного поступления в вузы при условии успешной сдачи вступительных экзаменов, создание бюджетных подготовительных отделений и установ­ление повышенной стипендии социального характера — три тысячи руб­лей в месяц. Принятие закона позволит повысить привлекательность для молодежи военной службы по контракту на должностях рядового и сер­жантского состава, обеспечить социальную защиту в сфере образования граждан, добросовестно выполнивших свои обязанности военной служ­бы. Этот законопроект прошел согласование с министерствами и ведом­ствами, внесен в Правительство Российской Федерации.

Законопроект об образовательных субсидиях предусматривает под­готовку специалистов с высшим профессиональным образованием по заявкам федеральных органов государственной власти, органов государ­ственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления. Принятие законопроекта позволит улучшить условия получения профессионального образования для молодежи из малообес­печенных семей и создаст механизм закрепления квалифицированных кадров в государственных муниципальных организациях. В настоящее время идет работа над концепцией законопроекта. В частности, что, на мой взгляд, очень важно, обсуждается вопрос о предоставлении образо­вательных субсидий не только на оплату образовательных услуг, но и на расходы студента, которые сопутствуют его обучению в вузе. Известно, что сегодня peбятa из малообеспеченных семей не могут учиться в пре­стижных вузах не столько потому, что не могут туда поступить, сколько потому, что у них нет денег на то, чтобы обеспечить себе жизнь во время этой учебы.

Следующий законопроект — это законопроект о введении единого государственного экзамена. Его можно отнести как к законопроектам, направленным на обеспечение доступности образования, так и к группе законопроектов, посвященных оценке качества образования. Законопро­ект предусматривает совмещение процедуры итоговой аттестации в шко­ле и вступительных испытаний в вузе и среднем специальном учебном заведении. При этом выпускники общеобразовательных учреждений бу­дут вправе выбирать форму прохождения государственной итоговой ат­тестации либо в форме единого государственного экзамена, либо в иной форме, установленной Министерством образования и науки.

Прием в вузы и ссузы будет осуществляться на конкурсной основе по результатам ЕГЭ, однако наряду с этим предполагается сохранить, а в перспективе и расширить, права победителей и призеров олимпиад по зачислению в ссузы и вузы. Кроме того, те вузы, которые осуществляют обучение по направлениям, требующим наличия у студентов определен-


ных творческих, психологических, физических способностей, наклон­ностей, а также реализующие образовательные программы особой слож­ности, наряду с учитыванием результатов единого государственного эк­замена могут устанавливать дополнительные испытания. Как говорят ректоры, с которыми мы достаточно активно работаем над разработкой этого закона, вуз имеет право выбирать своего студента. В настоящее время законопроект проходит согласование с отраслевыми министерства­ми и субъектами Российской Федерации.

Следующий законопроект — о создании системы государственного контроля и надзора в сфере образования. Он предусматривает совмеще­ние процедур государственной аккредитации и аттестации, а также предо­ставление субъекту Российской Федерации права государственной аккре­дитации образовательных учреждений, кроме вузов (вузы аккредитуются на федеральном уровне), и обеспечение независимости уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осу­ществляющих контроль и надзор в сфере образования, от органов уп­равления образованием и учредителей образовательных учреждений. Принятие законопроекта позволит повысить эффективность системы контроля и качества образовательных услуг. И министерство поддержи­вает решение Комитета по образованию и науке о внесении данного за­конопроекта на рассмотрение Государственной Думы от лица комитета.

Следующие два законопроекта связаны со структурными изменени­ями в сфере образования. Это законопроекты об уровнях высшего про­фессионального образования. Предусматривается введение следующих уровней высшего профессионального образования: это бакалавриат — три-четыре года обучения, магистратура (это следующий уровень) — два года обучения. Для поступления на обучение по программе второго уров­ня необходимо будет иметь степень бакалавра. По отдельным специаль-' ностям и направлениям подготовки в соответствии с законопроектом сохраняется возможность непрерывного обучения по программам спе-циалитета. Поступление на эти специальности допускается сразу после школы без прохождения бакалавриата. Срок обучения по специалитету будет составлять пять-шесть лет. Перечень специальностей будет утвер­ждаться Правительством Российской Федерации. Принятие законопро­екта позволит повысить качество высшего образования и эффективность использования бюджетных средств, оптимизировать число специально­стей и направлений подготовки, построить более гибкие, ориентиро­ванные на выбор молодого человека обязательные образовательные про­граммы, обучающиеся смогут более рационально использовать свои временные и материальные ресурсы. Законопроект прошел согласова­ние с министерствами и ведомствами, внесен в Правительство Россий­ской Федерации...

И наконец, последняя группа законов — об участии профессиональ­ного сообщества в образовании. Первый законопроект — законопроект о регламентации дополнительного профессионального образования — предусматривает предоставление права коммерческим организациям оказывать услуги в сфере дополнительного профессионального образо-


вания и вводит профессионально-общественную аттестацию, аккреди­тацию дополнительного профессионального образования. Принятие за­конопроекта позволит обучающимся в более короткие сроки получать специальные знания и навыки, стать конкурентоспособными на рынке труда, расширить перечень организаций, реализующих программу допол­нительного профессионального образования, повысить качество реали­зуемых профессиональных образовательных программ, привлечь вне­бюджетные источники финансирования в сферу дополнительного образования. Законопроект прошел согласование с министерствами и ведомствами и внесен в Правительство Российской Федерации.

И последний законопроект, о котором я хотел бы сейчас сказать в своем докладе, — это законопроект о расширении прав работодателей. Законопроект предусматривает предоставление права объединениям ра­ботодателей участвовать в государственном прогнозировании (монито­ринге) рынка труда, в формировании перечня направлений подготовки специалистов, в разработке государственных образовательных стандар­тов профессионального образования и в контроле качества профес­сионального образования. Принятие законопроекта позволит открыть систему образования, ориентировать ее на удовлетворение запросов эко­номики и общества, создать механизмы участия работодателей в управ­лении и оценке качества образовательных программ и подготовки выпускников образовательных учреждений. Законопроект прошел согла­сование с министерствами и ведомствами, внесен в Правительство Рос­сийской Федерации.

В завершение выступления я хочу выразить слова признательности всем тем, кто принял участие в обсуждении названных законопроектов. Свои предложения внесли члены Комитета Госдумы по образованию и науке, Российский союз ректоров, Профсоюз работников образования и науки Российской Федерации, Ассоциация технических университетов, молодежное Общероссийское общественное движение «Российские сту­денческие отряды», представители объединения работодателей.

Следует отметить, что одной из удачных форм подготовки и обсуж­дения законопроектов стала совместная работа Министерства образова­ния и науки и комиссии по проблемам образования и науки, которая была сформирована решением генсовета партии «Единая Россия» от 11 нояб­ря 2004 г. Для нас было крайне важно, чтобы в составе данной комиссии работали депутаты Государственной Думы всех фракций, члены Совета Федерации, а также представители Администрации Президента Россий­ской Федерации, Правительства Российской Федерации, представители профессиональных союзов и организаций образования, науки, ректор­ского корпуса. Совместная работа в составе четырех рабочих групп по­зволила учесть мнения и предложения представителей различных соци­альных и общественных групп.

Спасибо за внимание.

(Текст выступления А. А. Фурсенко приведен с незначительными сокращениями.)


Председательствующий:

По регламенту у нас не проводятся прения в рамках «правительствен­ного часа». Поэтому в соответствии с регламентом до пяти минут могут выступать представители депутатских объединений...

Д. О. Рогозин:

Уважаемый Андрей Александрович, уважаемые коллеги!

Я думаю, не секрет, все мы знаем, что качество нашего образования деградирует пропорционально темпам деградации реформ в социальной и экономической сферах. Поэтому, конечно, необходимо реформировать образование. Вопрос только в том, что, прежде чем его реформировать, необходимо определиться с задачами.

Каковы они? Первое — необходимо сделать образование доступным, чтобы отбор специалистов притом осуществлялся исключительно по спо­собностям, а не по состоянию кошельков отцов или дядей абитуриен­тов, поступающих в вузы. Второе — чтобы образование было качествен­ным, отвечало реальным потребностям развития страны. И третье. Мы все прекрасно понимаем, что образование должно нести в себе огром­ный потенциал духовности. Поэтому мы с вами говорим, что основы православной культуры должны быть привиты в школе, ничто не заме­нит уроков основ православной культуры, никакой факультатив.

С чего мы начинаем и что мы имеем сегодня, какую картину разви­тия нашего образования? На мой взгляд, я думаю, что и на взгляд боль­шинства наших депутатов, реформа образования представляет собой аб­солютно рваную картину. Вот, к примеру, единый госэкзамен. На самом деле, по-моему, никакой серьезной экспертизы того, насколько рн при­емлем в наших условиях, до сих пор не проводилось. Никто не интересо­вался его реальной пользой, не была ни разу обеспечена экспертная оцен­ка того, насколько идея соответствует потребностям нашего образования. Все мы знаем отдельные замечания существенного, кардинального ха­рактера, которые высказывал академик Садовничий, ректор Московс­кого государственного университета. И расценивать эти замечания только лишь как каприз, как здесь было сказано, ректора одного из престижных вузов нельзя. Он говорил о существе этой проблемы.

Ваш предшественник, Андрей Александрович, Филиппов, как изве­стно, преуспел в разного рода делах, в том числе связанных с предложе­нием ввести двадцатибалльную шкалу оценок на экзаменах. Но кто ска­зал, что, скажем, шесть баллов более отчетливо показывают уровень образования, чем двойка, полученная учеником? Почему двадцатибалль­ная система лучше, чем нынешняя пятибалльная, никто нам до сих пор не объяснил. Однако мы знаем точно, что афера с введением так называ­емого интернет-образования закончилась действительно расследовани­ем по линии Генеральной прокуратуры. Кто бы нам ответил сейчас, куда ушли те деньги, которые были выброшены еще вашим предшественни­ком на развитие образования?


Двенадцатилетнее среднее образование. Разве разговор должен идти о количестве лет, которое необходимо потратить на получение образова­ния, неужели никто не ставит во главу угла качество образования? И о новых методиках, которые могли бы дать это образование за меньший срок обучения, никто не говорит. Я достаточно циничным считаю ваше замечание по поводу того, что главная задача реформы образования — это изъять средства, которые находятся в теневом обороте в образова­нии. Кстати говоря, в самых разных оценках, которые даются вашими же представителями, фигурируют разные суммы: то 1,5 миллиарда дол­ларов якобы крутится в образовании, то 3 миллиарда, некоторые назы­вают 20 миллиардов.

По-моему, мы начали не с того. Вот сначала давайте выявим таких недобросовестных ректоров, что-то мы ни разу не слышали об уголов­ных делах, которые заводились бы на тех, кто берет взятки с поступаю­щей молодежи. Зато мы точно знаем, что наше учительство получает минимальные заработные платы, которые от зарплат Президента Рос­сийской Федерации, министров Российской Федерации отличаются в сто раз. Нет ни одной такой страны... Ни в Америке, ни в странах Европей­ского союза не может быть стократного разрыва между заработной пла­той учителя, который тоже относится к бюджетникам, и, скажем, прези­дента собственного государства. Поэтому надо повышать заработную плату учительству и профессорско-преподавательскому составу, и тогда уже необходимость в этих коробках конфет, которые носят в школу, сама по себе отпадет. Щипать нужно олигархов, а не родителей, которые пы­таются этими коробками конфет как-то поощрить бедное, нищее наше учительство. Поэтому стиль выработки реформы образования, на наш взгляд, выглядит как вполне волюнтаристский.

С нашей точки зрения, надо заняться другими проблемами. Страте­гия развития образования — это стратегия развития страны. Вот Китай, куда сегодня уехал наш Председатель Государственной Думы, — это стра­на, которая имеет план развития до 2050 г. Они понимают, каким должен быть Китай, каковы должны быть социальная сфера, экономическое раз­витие этой страны и какие нужны специалисты именно к 2010 г., к 2015-му, к "2025-му, к 2050 г. для развития Китайской Народной Республики.

Развитие стратегии образования — это развитие стратегии страны прежде всего, мы согласны с этим утверждением. Именно поэтому мы должны говорить не о реформе образования как такового, а о стратегии развития страны в принципе. Мы должны услышать это от Правитель­ства, и в этом контексте мы будем понимать, что нужно будет сделать для подготовки специалистов...» {Микрофон отключен.)

Задание 3. При выполнении предыдущего задания вы проанализирова­ли с точки зрения соответствия аудитории тексты двух выступлений, посвященных вопросам образования, на пленарном заседании Го­сударственной Думы 15 июня 2005 г. На этом заседании представи-


тели разных депутатских объединений выступили с пятиминутны­ми речами. Фракцию ЛДПР представлял не В. В. Жириновский, а другой депутат.

Представьте, что от имени ЛДПР решил выступить В. В. Жири­новский, и подготовьте для него пятиминутную речь, которая отра­жала бы позицию и индивидуальный стиль оратора и соответство­вала бы особенностям аудитории и ситуации общения. Постарайтесь при подготовке текста учитывать те выводы, которые вы сделали при анализе выступлений А. А. Фурсенко и Д. О. Рогозина.

Работая над этим заданием, вы можете использовать в качестве вспомогательного материала другой фрагмент стенограммы того же за­седания Государственной Думы — вопрос В. В. Жириновского к руко­водителю Федерального агентства по образованию Г. А. Балыхину.

В. В. Жириновский:

Почему мы только министру задаем вопросы? Сидят специалисты, они иной раз знают не хуже, чем министры, ответы на все вопросы, по­этому у меня вопрос к руководителю агентства.

Григорий Артемович, вот единый экзамен надо, я считаю, вводить повсеместно, по всей стране, и сломить саботаж со стороны некоторых элитных вузов. Потом, надо учитывать опыт Белоруссии, там очень хо­рошо все решили — там нет ЕГЭ, но там есть тестирование. Я думаю, это тоже прогрессивная форма, когда, как говорится, необходимо автомату ответить на отдельные вопросы, и сразу будет виден уровень знаний сту­дента. Потом, по СНГ. Мы могли бы помочь русским ребятам, молодежи из стран СНГ приехать учиться в наши вузы, для них какую-то квоту сде-лать. При советской власти была квота, нацбронь, давайте теперь вос­становим ее, но только для русских теперь, потому что они оказались в чужих странах и там им тяжело учиться ввиду плохого отношения к рус­скому языку. Ну и последнее. Экзамены идут в стране — выпускные, всту­пительные, может быть, депутатов привлечь к работе в экзаменацион­ных комиссиях?

Задание 4. Компания, в которой вы работаете PR-менеджером, разработа- ла новое противоугонное устройство для автомобилей EATD (Electronic Anti-Theft Device). Его преимущества в том, что 1) оно легко может быть вмонтировано в автомобиль, это можно делать на заводе и про- давать EATD вместе с автомобилем или использовать как аксессуар; 2) оно значительно облегчает поиск угнанного автомобиля, так как сиг- нал EATD не улавливается на слух, а обнаруживается только специ- альным устройством, которым может воспользоваться милиция; 3) тех­нология его производства чрезвычайно проста.

Сейчас готовится серия презентаций, чтобы продвинуть этот товар на рынке, и вас попросили помочь их подготовить. Презента-


ции будут сделаны перед 1) производителями автомобилей; 2) стра­ховыми компаниями, которые могут способствовать распростране­нию товара, давая льготы тем автомобилистам, чьи машины будут оборудованы EATD; 3) дилерами, продающими запчасти и аксессу­ары для автомобилей.

Разделитесь на три команды и продумайте, какие сведения тре­буется включить в текст презентации, чтобы она была наиболее убе­дительна для той или иной целевой аудитории. Обсудите результаты в группе.

,________________ Глава 3 ___________________


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: