Речевого имиджа

Предстоящее выступление часто является мероприятием по связям с общественностью, проводимым в рамках PR-кампании по продвиже­нию определенной организации, идеи, товара или человека. Поэтому при постановке цели и формулировании главной идеи речи, кроме осо­бенностей оратора и аудитории, нужно учитывать общую стратегию и цели организации или PR-кампании, предыдущие действия и высказы­вания оратора и других представителей той же организации, планы на будущее. Важно обеспечить единство информационного потока и не-[ противоречивость суждений и действий.

Как уже отмечалось, спичрайтер обсуждает с оратором цель выступ-ления уже во время установочного интервью сразу после получения за­дания подготовить речь. Затем цель может быть несколько изменена и конкретизирована в соответствии с полученными результатами анализа речевой ситуации.

Цель публичной речи обычно двояка: с одной стороны, оратор убеж­дает аудиторию принять какую-либо позицию, информирует о чем-либо Или призывает к каким-либо действиям, с другой — использует выступ­ление для формирования, закрепления или изменения своего имиджа или имиджа организации, которую он представляет.

Если понимать цель речи как убеждение, информирование или по­буждение, главная идея четко и кратко формулируется в виде тезиса, [который оратор развивает и доказывает и который, в случае успеха, слу-


шатели или читатели запомнят и смогут воспроизвести. В речи должен быть всего один тезис, он должен служить связующей нитью для всей речи. Опытные риторы рекомендуют вначале сформулировать главную идею в одном предложении, а потом уже приступать к подготовке тек ста [30]. Американский спичрайтер Джеймс Хьюмз цитирует в связи с этим слова римского оратора Катона: «Вначале найдите идею, а слова потом появятся» — и вспоминает критику Уинстона Черчилля в адрес Гарольда Макмиллана: «Гарольд, когда ты поднялся, ты не знал, что ты собираешься сказать, когда ты говорил, ты не знал, что ты говоришь, а когда ты закончил, ты не знал, что ты сказал» [30]. Задача спичрайте­ра — не допустить, чтобы с руководителем, для которого он готовит речь, произошло то же, что и с Г. Макмилланом, поэтому нужно не только сформулировать главную идею речи для себя, но и сообщить ее оратору.

Если цель речи понимается как создание у аудитории благоприят­ного представления об ораторе, главная идея, передаваемая при помо­щи речи, состоит в отождествлении определенного набора качеств с кон­кретным человеком: «Я честный, неподкупный, решительный, волевой, заботливый, ответственный...»

Для достижения этой цели создается модель речевого имиджа, ко­торый необходимо сформировать в сознании аудитории. Эта модель яв­ляется «образом первого порядка, который творит имиджмейкер, ис­пользуя вместо доски и красок живого политика, "расцвечивая" его путем усиления одних и ослабления других его качеств» [17]. Речевой имидж как таковой, т.е. представление о говорящем, формирующееся в сознании аудитории, — это «образ второго порядка», «результат актив­ной собственной психической работы аудитории... по реконструкции итогового целостного имиджа в своем сознании на основе навязывае­мой извне модели, но с учетом собственных внутренних представле­ний» [17].

При моделировании речевого имиджа учитываются личностные ха­рактеристики выступающего, особенности целевой аудитории, которая будет воспринимать информацию об ораторе, и доступные средства во­площения модели в речи.

Перед спичрайтером стоит сложная задача — самостоятельно или при помощи имиджмейкеров найти точки соприкосновения между лич­ностью конкретного человека и идеальным образом оратора, сущест­вующим в сознании аудитории в виде культурно и социально обу словленного эталона речевого поведения. «Социальным сознанием устанавливается на данный период характерологическая схема оратор­ского образа в его различных типических воплощениях — проповедни­ка, защитника, обвинителя, политического вождя...» [3]. Представле­ние об эталоне речевого поведения порождает определенные требования


к говорящему и критерии, по которым аудитория определяет, насколь­ко он соответствует идеалу.

Аудитория получает сведения о тех сторонах личности оратора, кото­рые кажутся ей наиболее важными, через речь. Качества оратора проявля­ются в содержании речи, аргументации, выборе лексических средств, син­таксисе и общих свойствах стиля, а также в звуковом оформлении речи, мимике и жестикуляции. Это может происходить непроизвольно - и тог-даобраз, передаваемый через речь, близок к подлинной личности говоря­щего, либо осознанно - в соответствии со специально разработанной моделью имиджа. В последнем случае речь вводит аудиторию в заблужде­ние относительно истинных свойств оратора. Воспринимаемый аудиторией речевой имидж вряд ли может в точно­сти соответствовать личности говорящего или модели, созданной имидж-мейкерами и спичрайтерами. Во-первых, члены аудитории непроизволь-но отбирают информацию о тех свойствах говорящего, которые можно

сопоставить с требованиями к идеальному оратору, и оставляют без вни­мания другие стороны его личности. Во-вторых, на субъективную оценку получаемой информации влияют такие характеристики аудитории, как степень единства и численность, эмоциональное и физическое состояние, социальное положение, род занятий, возраст, пол, национальность, уро­вень компетентности, отношение к предмету речи, а также сложившееся ранее отношение к оратору и ожидания от общения с ним. Следовательно, при создании модели речевого имиджа важно знать условия, влияющие на восприятие оратора аудиторией. Проанализировав речевую ситуацию, сформулировав цель и глав­ную идею речи, выработав желаемую модель речевого имиджа, мы есте­ственным образом приходим к пониманию того, о чем должен говорить оратор в этих обстоятельствах, т.е. определяем тему речи. Уместность темы и, в конечном счете, успех всей речи зависят от того, насколько ответственно спичрайтер подошел к подготовительным этапам работы над речью и какие выводы сделал из полученных результатов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: