Композиционными формами называются некоторые простейшие формы, которые объединяют изображенные объекты в некоторые фигуры. Например, двойной треугольник, круг, овал, квадрат, крест, наклонные линии, диагонали и др. Композиционные формы помогают усилить содержание и наиболее рационально использовать площадь изображения. В изобразительном искусстве художники применяют около двух-трех десятков различных композиционных форм. Художники с их помощью получают наиболее удачные композиционные решения. Но это только художники. Они вольны изображать свое субъективное представление о мире как угодно. Фотографы же отображают реально существующий мир, и зачастую они не могут изменить расположение снимаемых объектов или сами объекты и изменить точку съемки. Поэтому нельзя отождествлять технику построения композиции художниками и фотографами. В связи с тем что основная масса рекламы использует фотографию, рассмотрим композиционные формы, которые применяются фотографами.
|
|
«Прекрасная линия»
В книге «Анализ красоты» (1753) Вильям Хогарт (Великобритания) рассказал об открытой им S-образной линии как универсальной и оптимальной для организации изображения на ограниченной плоскости любого формата — от прямоугольного до бесформенного. Композиция построена с учетом S-образной линии в том случае, если контуры расположенных объектов или внутренние линии изображения формируют эту линию. S-образных линий в композиционном построении может быть несколько, при этом они могут быть вертикальными, горизонтальными и наклонными. Иногда S-образная форма заменяется г -образной. По мнению художников, изображения, построенные с помощью «прекрасной линии», помогают воображению зрителя войти в пространство картины. Однако в рекламе требуется заполнить площадь изображения рационально настолько, чтобы в нем было все необходимое, ничего лишнего и еще осталось место для «воздуха». S-образная форма во многом этому способствует.
На рис. 241 четко видны две S-образные линии, три скоса углов и правая диагональ, о которых будет идти речь ниже.
Два человека во французской одежде XVIII века изображены рядом с рекламой парфюмерной продукции (рис. 242). В обоих изображениях использована линия Хогарта.
На рис. 243 также использованы «прекрасные линии».
Рис. 244 — пример того, что линия Хо-гарта хороша не только в изображении натюрморта, но и в пейзаже. Причем может присутствовать двойная 5-образная линия: AB и как бы продолжение ее — CD.
В рекламе S-образные линии используются и для простого разделения красок или цвета фона (рис. 245). Одна или многие вертикальные и горизонтальные S-образные линии на изображении в прямоугольнике, зрительно объединяясь, создают композиционную форму, которая называется скосом угла. Суть композиционной формы скоса угла состоит в том, что, сколько бы мы ни использовали S-образных линий на нашем листе прямоугольной формы, углы никогда не будут заполнены этими линиями. Это видно на рисунке.
|
|
Скос угла (диагональ правого угла) может существовать независимо от «прекрасной линии» (рис. 246).
Здесь как бы отвернутый нижний уголок листа представляет собой одновременно и скос, и элемент фирменного стиля рекламных объявлений данной туристической фирмы. Используемый скос в правом нижнем углу кадра называется диагональю правого угла (ЦПУ). Если какой-то объект изображен между скосом и ближайшими краями кадра, то изображение этого объекта называется ядром скоса или точкой скоса (рис. 247).
Ядро скоса диагонали правого угла, как утверждают художники, придает композиции устойчивость, задерживает взгляд в границах кадра, завершает композицию. Научных исследований на эту тему и обоснования или трактовки этого феномена восприятия образной информации автор не нашел. Однако многие художники это давно и вполне успешно используют.
Скос угла может присутствовать в рекламе независимо от того,
сколько S-образных линий использовано
Существуют две композиционные диагонали — правая и левая. Как видно на рисунке (см. с. 51), композиционная правая диагональ идет от левого нижнего угла к правому верхнему, левая композиционная диагональ — от левого верхнего угла к правому нижнему углу.
Выяснено, что эти диагональные решения вызывают у человека разные эмоциональные реакции на подсознательном уровне. Правая диагональ — мажорная — пробуждает у большинства зрителей чувства, связанные с движением, радостью, легкостью, стремительностью (рис. 248). Если изображаются рекламируемые объекты без движения, но предназначенные для движения, то и в этих случаях используют правую диагональ (рис. 249).
Схема основных композиционных построений; точки 1, 2, 3, 4 – активные точки
Левая диагональ — минорная — порождает чувства, связанные с преодолением, трудностью, грустью. В основном реклама отдает предпочтение мажорной диагонали для придания рекламному объявлению радостного настроения. В серьезной рекламной школе считается, что использование левой диагонали — признак плохой школы. Однако если рекламируемый товар не несет радости, приходится обращаться и к левой диагонали (рис. 250).
Фотографические отпечатки с одного и того же негатива, сделанные обычно и при перевернутом негативе (то есть эмульсией вверх), могут сильно различаться по композиционному построению и выражению первоначального замысла, так как при этом изменяется направленность диагоналей.
Диагонали и наклонные линии в кадре всегда смотрятся более выигрышно и воспринимаются с большим комфортом, чем горизонтальные и вертикальные.