Вытекающая из принципа золотого сечения

Термин введен Леонардо да Винчи (1452—1519). Золотое сечение — это такое деление отрезка на две части, при котором большая его часть относится к меньшей так же, как весь отрезок относится к большей его части.

Такое соотношение можно видеть на рисунке, где АВ: ВС = АС: АВ.

Деление отрезка в пропорции золотого сечения

Это отношение (число) получается с помощью ряда Фибоначчи (1180—1240). Бесконечный ряд Фибоначчи строится по следующему правилу: первый член ряда ра­вен 1, второй — 2, а каждый последующий член ряда является суммой двух его преды­дущих членов. Приведем несколько пер­вых членов ряда: 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, здесь: 2 + 3 = 5; 5 + 3 = 8; 8 + 5= 13 и т. д. Отно­шение золотого сечения — число иррацио­нальное и приближенно равно отношению любых двух соседних членов ряда Фибо­наччи (более старшего члена к младшему): 3/2, 5/3, 8/5, 13/8, и приближение тем лучше, чем более старшие члены ряда Фибоначчи участвуют в этом отношении. Отношение золотого сечения в десятичном выражении приближенно равно 1,618.

На рисунке (с. 51) прямоугольник по­строен с учетом принципа золотого сече­ния. С некоторой степенью точности мож­но считать, что и прямоугольник, у кото­рого одна сторона на одну треть больше другой, построен с учетом принципа золо­того сечения, так как 1:1,618 приблизитель­но равно отношению 1:1,5.

Исследования, проведенные психоло­гами, показали, что человек эмоционально лучше, то есть с большим комфортом, вос­принимает прямоугольник, построенный с учетом золотого сечения. Механизм этого восприятия не совсем ясен, но, по-видимо­му, отношение золотого сечения играет та­кую же фундаментальную роль в природе, как и число π или постоянная Планка ђ. Золотое сечение можно найти в листе клена, в соцветии подсолнуха, в раковине улитки, в пропорциях черепа и скелета человека.

Человек в истории художественной де­ятельности использовал отношение 1:1,618 очень часто, хотя происходило это до работ Леонардо да Винчи не совсем осознанно. Примеры использования пропорций золо­того сечения можно найти в храме Парфе­нона, в церкви Покрова в Кижах, в карти­нах Боттичелли, Сурикова и т. д.

Изображение объектов на плоскости в соответствии с пропорциями золотого се­чения называют композиционной формой, вытекающей из принципа золотого сечения.

На рисунке (см. с. 51) представлена схема такой композиционной формы. Лю­бой отрезок можно поделить двумя спосо­бами в соответствии с принципом золотого сечения, на этом рисунке точки C и D — это точки золотого сечения отрезка AB, то есть отношение AB: AD = AB: CB = 1,618. По этому принципу можно разделить вер­тикальную и горизонтальную стороны кад­ра, и через полученные точки провести ли­нии, параллельные сторонам кадра. По­строенные линии пересекаются в четырех точках. Эти точки получили название «ак­тивных точек» (точки 1, 2, 3, 4). Суть этой композиционной формы состоит в изобра­жении объектов в областях вокруг актив­ных точек. Например, на рис. 258 надпись «ОЕ81КЕ» и лицо натурщицы находятся в зоне, соответственно, первой и второй ак­тивных точек, а флакон — в зоне четвер­той точки. Кроме этого, решение данного рекламного объявления использует клас­сическую трехточечную уравновешенную композицию.

В середине XX века психологи, работав­шие в области восприятия визуально-об­разной информации установили, что центр ограниченной поверхности изображения, если это только не самое яркое пятно, зри­телем должным образом не воспринимает­ся. Данный феномен давно подметили живописцы, поэтому во всех художественных школах рекомендовалось СВКЦ смещать приблизительно на 1/3к какому-либо краю плоскости изображения. Такое смещение нашло отражение и в рекламе (рис. 259). Здесь восторженно радостный человек и виски смещены от краев на 1/3.

С помощью специальных приборов (присоски к глазному яблоку, а в более поз­днее время шлема на голову, записывающе­го биотоки мозга) было установлено, что в первый момент, когда человек смотрит на плоскость с изображением или текстом (если нет очень яркого пятна), он обраща­ется к зоне активной точки 1, затем — точ­ки 2, и если это визуально-образная инфор­мация (картинка), то дальнейшее рассмат­ривание плоскости идет по зонам точек 3 и 4. Такое восприятие объясняется функци­ональной асимметрией работы головного мозга [3, 9, 13, 18-22, 26].

Пример использования зоны активной точки 1 приведен на рис. 260.

На рис. 261 рука с набором журналов «Потребитель» расположена в зоне актив­ной точки 3, кроме этого использовано изобразительное средство замкнутость по графическому построению, в этом месте раз­мещена надпись: «Не гадай, а выбирай», присутствует правая диагональ по линии журналы — глаза. Кадр имеет классичес­кую трехточечную композицию: журна­лы — голова — плечо.

В зоне активной точки 1 изображен символ жарких стран (рис. 262), а также ис­пользуется световое решение — светлая то­нальность.

На рис. 263 зона активной точки 1 за­полнена елочными шарами, а зона актив­ной точки 2 — транспортным средством (морским судном), хотя туристическое объ­единение называется «Aerotravel».

На рис. 264 использована зона актив­ной точки 3, на рис. 265 — зона точки 4, при этом акцент на СВКЦ в виде Деда Мо­роза осуществляется с помощью сходящихся названий стран, куда приглашает турис­тическое агентство.

При создании рекламного объявления следует помнить, что наиболее активно воспринимается верхняя половина плос­кости изображения.

Далее отметим некоторые особенности подготовки рекламного объявления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: